Страница: 7/17
Если рассматривать теории ГО в этом аспекте, то они являются ничем иным, как представлениями различных ученых о способах, инструментах и условиях достижения необходимого равновесия. В начале 20 века этот вопрос был не менее актуален, чем сейчас.
Возможно ли было существование гражданского общества на тот период. Если да, то что для этого было необходимо; если нет, то что этому препятствовало? Этот вопрос я и попытаюсь сейчас проанализировать.
Все концепции русских мыслителей рубежа веков сходятся в одном пункте: гражданского общества в России нет. Однако существуют некоторые его элементы, которые почти неразвиты. Следовательно цель общества – развить эти элементы до полноценного гражданского общества.
При этом отмечается, что российское общество довольно сильно отличается от западного. Во-первых, гораздо острее стоит вопрос о взаимоотношениях ГО и государства, во-вторых, очень сильны различия в менталитете. Для русского сознания характерно доминирование таких ценностей, как соборность, коллективизм, ориентация на неконкурентные формы взаимодействия и общественные ценности. Поэтому построение гражданского общества должно было идти своим путем, приспосабливаясь к этим особенностям. Каким должен был быть этот путь? По мнению многих авторов, особенно Ильина и Франка, гражданское общество должно было стать сферой духовной и творческой реализации человека. Оно должно было поддерживать исконно русские ценности, и параллельно развивать такие черты, как самостоятельность и инициативность. Частный интерес, реализуясь, должен был способствовать реализации общего интереса. Гражданское общество должно было развиваться в тесном взаимодействии и балансе с государством. Для этого выдвигались определенные условия. Во-первых, должны были измениться функции государства. Из орудия подавления одного класса другим, оно должно было стать гарантом прав и свобод человека, тем началом, которое обеспечивает внешнюю безопасность страны и является средством решения некоторых общих вопросов граждан.
К сожалению, данным теориям не было суждено воплотиться в жизнь. Отчасти это было связано с тем, что общественно-политическая ситуация в стране на тот момент требовала более радикальных мер, чем последовательная и долговременная перестройка. Революция 1917 г. и последовавшее за ней образование советского государства на принципах марксизма-ленинизма на долгие годы отодвинули дальнейшие исследования по гражданскому обществу. Интерес к нему возродился лишь в 80-х годах 20 века и это и является темой следующей главы моей работы.
Глава 2.
В данной главе я хотела рассмотреть некоторые наиболее яркие современные концепции гражданского общества. Моей целью является показать, каковы особенности российской ситуации в настоящий момент, на какой стадии развития находится (и находится ли) гражданское общество и каковы возможности его формирования в России.
После начала перестройки 1985 года с новой остротой стал вопрос о гражданском обществе. Страна опять находится на переходном этапе своего развития и, как и в начале века, ищет новый путь. Наученное горьким опытом жизни в тоталитарном государстве, общество пытается найти принципиально иной путь развития. И одним из вариантов стало построение гражданского общества.
Теорию гражданского общества можно назвать новой для нашей страны, поэтому, исследуя этот вопрос, авторам приходится опираться на опыт западных стран и, соответственно, на западную модель гражданского общества. Но это относится не ко всем. Я хочу привести несколько теорий гражданского общества, являющихся, по моему мнению одними из самых ярких и охватывающими весь спектр мнений о гражданском обществе в России.
В своей книге М.Ю. Резник[22] рассматривает особенности и тенденции ситуации в современной России, а также возможности существования ГО.
Я попытаюсь описать его точку зрения.
Реферат опубликован: 20/01/2007