Страница: 9/17
В ситуации, когда отсутствует национальное согласие по принципиально важным вопросам общественной жизни, такое государство не может выступать в роли всеобщего арбитра, примиряющего конфликтующие стороны. И в то же время оно оказывается в состоянии “блокировать” или приостановить процесс формирования гражданских институтов в нашей стране”.[27]
В условиях ослабления государственности и “системно-жизненной” дезинтеграции социума нарождающееся гражданское общество оказывается не в состоянии противостоять одновременно натиску бюрократических структур государства и “полумафиозных” структур жизненного мира.
3. Подорвана защитная система общества. Прежняя система социального обеспечения распалась, а новая, которая создается в условиях обнищания подавляющей части населения России, не может преодолеть разрыв в имущественном расслоении, так как это требует значительных финансовых и организационных затрат. В условиях кризиса подобных возможностей у общества просто нет. Основной удар деструктивных изменений вынуждена принять на себя семья – традиционно наиболее устойчивый институт общества.
То есть, как показывает Резник, для современного российского – переходного – общества характерно усиление и широкое распространение аномийных процессов.
“В современных условиях аномия разрушает прежние или новые социокультурные перегородки, складывающиеся между системным и жизненным мирами социума, в результате чего происходит искусственное сращивание между ними, и появляются такие аномийные и патологические явления, как мафия, бюрократизм, религиозные, расовые и этнические конфликты.
В итоге аномийного развития гражданского общества происходит постепенное вытеснение его структур в “периферийную” зону общественной жизни. Гражданские субъекты в силу своей небольшой численности и организационной слабости не могут развиваться полноценно, а, следовательно, теряют реальный контроль над состоянием дел в социуме”.[28]
Теперь, когда я привела наиболее полную точку зрения на состояние общества в России, необходимо ответить на вопрос: “Существует ли гражданское общество в России? Если да, то по какому пути оно будет развиваться?”
Резник приводит три наиболее распространенные точки зрения на возможность формирования ГО – он называет их вероятностными стратегиями.
Это стратегия “построения”, стратегия “возрождения” и стратегия “отсутствующего” гражданского общества.
Стратегия построения берет за основу западный образец ГО, т.е. модели ГО в США или странах Западной Европы. Подобное общество предполагается построить в недалеком будущем. Социальной базой этой стратегии являются представитель правящих сил и группы, приближенные к участию в государственном управлении (движения типа “Яблоко”, НДР).
Однако данная стратегия имеет множество недостатков: ГО западных стран не соответствует менталитету россиянина и его представлениям (равенство, взаимопомощь, некоторые родовые начала жизни); подобную стратегию невозможно осуществить без значительных затрат и большого запаса ресурсов. Кроме того, нельзя гарантировать естественного вживания в общественную жизнь России “чужеродного” тела.
Представители стратегии “возрождения” настаивают на постепенном восстановлении институтов ГО, сложившихся, по их мнению, в дореволюционный период, и разрушенных в период советской власти. Путь к ГО, по мнению представителей этой стратегии, лежит через органическую связь парламентской демократии с культурно-историческими корнями России, с идеей ее духовного, культурного и экономического возрождения.
И, наконец, стратегия “отсутствующего” ГО базируется на концепции принципиальной несовместимости гражданственности с культурой и укладом жизни русского народа. Идеологи этой стратегии настаивают на сохранении модели “политарного” общества, с наличием сильной авторитарной власти, организованной вокруг единого идеологического центра и военизированной экономикой.[29]
Реферат опубликован: 20/01/2007