Страница: 23/23
Почитание святого великомученика Димитрия Солунского тесно связано с памятью защитника Родины, святого великого князя Московского Димитрия Донского, который, как гласило "Слово о житии и о преставлении великого князя Димитрия Ивановича, царя русского", "страну земли Русской мужеством своим держал: многих врагов, встающих на нас, победил и славный град свой Москву стенами чудными оградил ". Князь Димитрий Донской был великим почитателем святого великомученика Димитрия. В 1380 году, накануне Куликовской битвы, он торжественно перенес из Владимира в Москву главную святыню владимирского Димитриевского собора - икону великомученика Димитрия Солунского. В Московском Успенском соборе был устроен придел во имя великомученика Димитрия. В память воинов, павших в Куликовской битве, установлена была для общецерковного поминовения Димитриевская родительская суббота. В первый раз эта панихида была совершена в Троице-Сергиевом монастыре 20 октября 1380 года Преподобным Сергием, игуменом Радонежским в присутствии самого святого великого князя Димитрия Донского. С тех пор она ежегодно совершается в обители с торжественным поминанием героев Куликовской битвы.
В Дмитревском раойне почитается и Преподобный Мефодий, игумен Пешношский, основатель Пешношского монастыря. В юности он пришел к Преподобному Сергию Радонежскому и провел несколько лет под его руководством, затем, по благословению Преподобного Сергия, удалился в пустынное место и за рекою Яхромой в лесу поставил келлию. Вскоре в эту глухую и болотистую местность к нему явилось несколько учеников, желавших подражать его жизни. Преподобный Сергий также посетил его и дал совет построить обитель и храм. Преподобный Мефодий сам трудился при построении храма и келлии, "пеш" нося деревья через речку, которую с тех пор стали называть Пешноша. С 1391 года Преподобный Мефодий стал игуменом своего монастыря. По временам он удалялся для молитвы за две версты от монастыря, сюда же для духовных бесед к нему приходил Преподобный Сергий, почему эта местность и получила название "Беседы".
Преподобный Мефодий был погребен в 1392 году в основанной им обители. В 1732 году над его мощами была сооружена церковь во имя преподобных Сергия Радонежского и Мефодия Йешношского. Начало местного празднования относят к концу XVII века.
Одной из наиболее известных дмитровских святынь является Животворящий Крест Господень, о явлении которого из письменных источников можно узнать следующее.
В лето 1291 г., во княжение Димитрия Александровича, сына святого Александра Невского, в пятницу перед Троицею, слепая отроду девица, купаясь в реке Яхроме, внезапно прозрела. Пораженная дневным светом и внезапно совершившимся над нею чудом, она закричала. На крик собрался народ и монахи из бывшего Никитского монастыря, находившегося поблизости. Невдалеке от места свершившегося чуда собравшиеся увидели Животворящий Крест Господень, который плыл против течения реки Яхромы. Крест этот был взят в Никитский монастырь, а спустя некоторое время, по просьбам духовенства и людей Дмитревского уезда, был перенесен в Успенский собор.
До 1824 года подробных сведений о Животворящем Кресте не имеется. В тот год в Дмитров привезена была купеческая жена Параскева Алексеевна Бабкина, долгое время бывшая одержимой злым духом. В соборе пред Животворящим крестом она исцелилась. Передаются и другие предания о его чудесных свойствах. Так, в 1834 году 19 августа в городе был страшный пожар. Из-за сильного ветра огонь угрожал истребить все лавки в городских рядах. И когда неоткуда было уже ждать помощи, некоторые горожане пошли в собор и вынесли Крест на городской вал - ветер, с еще большей силою, подул в противоположном направлении, и пожар вскоре потух. Во времена опустошительных эпидемий 1830-31-47-48-70-71 годов в летнее время Животворящий Крест Господень обносился по всему уезда, во всех приходских храмах и просто больших селениях служили молебны, и многие получали облегчение и исцеление.
Реферат опубликован: 9/02/2009