Страница: 9/23
Съезд четырех князей проходил на территории тогдашнего княжества переславского, в который Дмитров входил еще с начала XIII столетия. Внук Александра Невского, князь Переславский и Дмитровский Иван принимал у себя могущественных соседей - князей Владимирского, Московского и Тверского. Эта мирная конференция "за круглым столом" не прекратила междоусобиц, а для Дмитрова сохранилась как воспоминание о его былом значении в символике герба, утвержденного в XVIII веке:
"Герб города Дмитрова представляет в верхней части щита герб Московский, а в нижней четыре княжеских короны в горностаевом поле, в память бывшего в оном городе знаменитого четырех Российских князей съезде".
Середина XIV столетия - известный рубеж в жизни Руси. В это время начинается процесс собирания русских земель вокруг единого центра, в роли которого выступила Москва. В княжение Дмитрия Ивановича, впоследствии прозванного Донским, Дмитров входит в состав Московского княжества. Вместе с москвичами героически сражались дмитровцы на Куликовом поле, вместе с Москвой и другими городами пережил Дмитров новое нашествие татар в 1382 году.
Еще раньше, в 1372 году, Дмитров подвергся нападению со стороны тверичей, соперников Москвы. "Михаиле, - сообщает летопись, - с своей ратью единой Тверской пришед, взя город Дмитров, и посад и села пожже, а бояр и людей множестве с женами и с детьми среде в Тверь".
И, наконец, последнее нашествие татар под водительством хана Едигея в 1408 году, во время которого Дмитров еще раз подвергся разорению. Но эти последние усооицы и нашествия уже не могла помешать общему процессу объединения Руси, усилению политичен ского и военного могущества Москвы, а вместе с ней и подъему Дмитрова.
Во второй половине XIV столетия происходит интенсивное заселение края, в котором большую роль играли переселенцы с юга. В междуречье Оки и Волги возникают новые города и селения, усиливается экономическое и политическое значение уже существующих городов. В это же время возникают и многие монастыри, превратившиеся в течение XV и XVI столетий, как, например, Троице-Сергиев монастырь, в важные укрепленные и торговые центры, обладающие значительными земельными владениями. Троице-Сергиев монастырь, основанный в середине XIV столетия, становится вскоре своеобразным рассадником "дочерних" монастырей.
Как свидетельствует предание, один из учеников основателя Троицы - Сергия Радонежского - Мефодий поселился в глухом лесу на берету Яхромы. Постепенно вокруг него собирается все больше и больше любителей уединения и благочестия, и, по совету своего наставника Мефодий основывает новый монастырь. В его истории рассказывается: "Преподобный Мефодий, приняв совет и благословдевие своего наставника, начал сам трудиться в построении церкви и кедий, пеш ноша деревья через речку, которая и получила от сего название Пешноши, а по ней и монастырь наименован Пешношским. цщеаяаевским же называется он от соборной церкви, сооруженной во имя святителя и чудотворца Николая". Объяснение названия реки Пешноши - типичная топонимическая легенда, но сама история основания монастыря настолько типична, что не вызывает сомнений.
Примерно в одно время с Николо-Пешношским или немного позднее на берегу реки Сестры возникает Богородице-Рождественский монастырь на Медведевой пустыни.
Удельные князья, на территории которых находились монастыри, всячески поддерживали их - жаловали земельные владения, предоставляли льготы в торговле и т.п. Для монастырей Дмитровского края одним из первых таких благодетелей был князь Петр Дмитриевич, получивший во владение Дмитровский удел по завещанию своего отца - Дмитрия Донского.
В описании удела Петра Дмитриевича, данном во втором завещании Дмитрия Ивановича, можно найти довольно четкие границы земель, расположенных вокруг Дмитрова и связанных с ним как центром удельного княжества.
Вхождение Дмитрова в состав Московского княжества, укрепление политических и хозяйственных связей с Москвой и другими городами и, в то же время, известная его самостоятельность как удельного центра вызвали экономический подъем города и края. Дмитров, расположенный на удобном речном пути ("водяном ходе") по Яхроме, Сестре, Дубне в Волгу, становится в концу XV - началу XVI столетий одним из центров внутреннего и международного обмена. Наибольшего расцвета Дмитров достигает в княжение Юрия Ивановича, сына Ивана 111,8 первой трети XVI столетия.
Реферат опубликован: 9/02/2009