Дионисий

Страница: 21/25

Статую Афродиты, стоявшую рядом со статуей бронзовой львицы, многие отожествляют со знаменитой статуей Сосандры Каламида, пред­полагая, что имя “Сосандра” (спасающая людей) было прозвищем Афродиты. От этой статуи сохранился пьедестал с надписью “Каллий посвятил. Создал Каламид”. Вероят­но, это тот самый Каллий, именем которого назван мир с персами 449 г.

Лукиан в диалоге “Изображения” включает Сосандру Каламида в число лучших памятников Акрополя. Он отмечает скромность Сосанд­ры и ее улыбку, спокойную и чуть заметную, а также простые и в порядке лежащие складки ее покрывала (Лукиан, Изображения.

Рядом со статуей Афродиты стояла бронзовая статуя Диитрефа, пронзенного стрелами. На постаменте надпись: “Гермолик, сын Диитре­фа, посвятил первые плоды. Сделал ее Кресилад”. Павсаний считал, что здесь изображен Диитреф, афинский полководец времени Пелопоннесской войны (ср. Фукидид, VII, 23).

Среди работ Кресилада Плиний называет бронзовые статуи “Ране­ного воина” и “Перикла”. Плиний отмечает изумительную жизненность фигуры раненого воина. Гермолик из дема Скамбониды посвятил статую в честь отца, погибшего, вероятно, во время афинского похода в Египет. Изображения раненого воина распространены и в скульптуре, и в вазо­вой живописи; может быть, здесь сказалось влияние изображений вои­нов на фронтоне Эгинского храма Афины.

Павсаний, вероятно, ошибся, отожествляя фигуру раненого воина с полководцем V в. Диитрефом. Смерть Диитрефа в бою от стрел егип­тян, вооруженных обычно луками, ясно показана скульптором. Ошибка Павсания могла произойти по двум причинам: во-первых, имя Диитрефа было ему известно по сообщению Фукидида, который служил ему основ­ным источником; во-вторых, полководец, упомянутый у Фукидида, также имел сына Гермолика. Поэтому Павсаний не мог понять, почему Диитреф пронзен стрелами, так как греки, с которыми он сражался, не употребля­ли лука. По-видимому, Гермолик (также сын Диитрефа), посвятивший статую, был отцом полководца Диитрефа и дедом Гермолика Младшего. Гермолик, посвятитель статуи, был родным братом афинского полковод­ца Никострата из дема Скамбониды.

Недалеко от Диитрефа, по свидетельству Павсания (I, 23, 4), нахо­дилась статуя Афины Целительницы (Гигиен). Плутарх рассказывает о постановке этой статуи Периклом в качестве доказательства того, что сама Афина не только не сопротивлялась постройке Пропилеи, но и по­могала довести работу до конца. “Самый энергичный и самый ревност­ный из мастеров, - писал Плутарх, -поскользнулся и упал с высоты. Он был в самом тяжелом состоянии, и врачи считали его положение без­надежным. Перикл упал духом, но богиня, явившись ему во сне, дала ему указание, как лечить пострадавшего. Применив это лечение, Перикл быстро и без труда его вылечил. В честь этого излечения он поставил медную статую Афины Целительницы на Акрополе подле алтаря, кото­рый, как говорят, существовал там уже раньше” (Плутарх, Перикл, 13). Ту же самую историю с небольшими вариантами передает и Плиний (Естественная история, XXII, 44). При этом он добавляет, что лекар­ством служила трава, названная после исцеления в честь богини “парфением”. Постамент этой статуи сохранился с посвятительной надписью: “Афиняне Афине Целительнице. Сделал Пирр, афинянин.”

Сообщения Плутарха и Плиния о поводе сооружения этой статуи (несчастный случай во время постройки Пропилеи) не подтверждаются. Статуя не могла быть здесь поставлена до окончания постройки Пропи­леи. Характер надписи также позволяет ее датировать только двадца­тыми годами V в. Вероятно, здесь еще в VI в. находилось святилище Афины Гигиеи. Поскольку при постройке Пропилеи бывшие здесь сооружения были разобраны, чтобы освободить место, вполне возможно, что после окончания работ Мнесиклом афиняне восстановили святилище. Существует и другое мнение, что афиняне по­святили статую Афине Гигиене в знак окончания эпидемии чумы в Афинах.

Реферат опубликован: 6/11/2006