Дионисий

Страница: 23/25

Точное местоположение скульптурной группы Афины и Марсия не­известно. Легенда гласила, что Афина изобрела двойную флейту. Играя на флейте в лесах горы Иды, она увидела случайно свое отражение в ручье и с отвращением отбросила флейту. Флейту нашел сатир Марсий и достиг такого высокого совершенства в игре на ней, что позднее всту­пил в состязание с Аполлоном, за что и поплатился жизнью. Возможно, что эта группа была изваяна Мироном, знаменитым афинским скульптором, родом из Элевтер. Он упомянут у Афинея со ссылкой на книгу Полемона об Акрополе (Афиней, XI, стр. 486(1). Статуи Марсия и Афины, а также “Дискобола” работы Мирона известны нам по римским копиям и могут быть датированы не раньше, чем последней декадой перед сере­диной V в. Об этой статуе говорит и Плиний: “Мирон создал статую са­тира, восхищенного флейтой, и Афины” (Плиний, Естественная история, XXXIV, 57). Изображение этой сцены на афинской монете для нас наи­более интересно. Несмотря на плохую сохранность изображения, можно различить, что Афина отбрасывает флейту, а сатир оцепенел от изум­ления.

Сохраненный у Афинея фрагмент из комедии поэта Меланиппида, может быть, навеян этой группой Мирона: “И Афина, отбросив ин­струмент священной рукой, сказала: “Погибни, постыдный, позор моего тела, ибо этим я сама себя делаю безобразной"” (Афиней, XIV, 616е—f).

История спора Афины и Марсия была излюбленной у афинян темой, которая символизировала превосходство лиры над флейтой, а следова­тельно, и эллина над неэллином.

Сцена борьбы Тесея с Минотавром представлена на монетах Афин в трех разных вариантах: 1) обнаженный Тесей, держа дубинку в правой руке, попирает быка, упавшего на левое колено; 2) Тесей, выпрямившись, с поднятой дубинкой в правой руке и шкурой льва - в левой, бросается на падающего Минотавра; 3) Тесей и Минотавр изображены стоящими: Тесей держит дубинку в правой руке, высоко подняв ее для удара, схва­тив одновременно Минотавра левой рукой за правый рог. На всех трех люнетах Минотавр изображен в виде человека с головой быка, так же как и в вазовой живописи.

Статуя Фрикса, приносящего в жертву барана, может быть, тоже­ственна со статуей скульптора Навсида. Ему принадлежала сходная по теме скульптурная группа (ср. Плиний, XXXIV, 80). Легенды о Фриксе, чуждые Аттике, были распространены в Беотии, где Атамант, по легенде, собирался принести в жертву своих детей, Фрикса и Геллу (ср. Павса­ний, IX, 34, 5).

В идиллии Феокрита “Геракл-младенец” рассказывается о подви­ге десятимесячного Геракла, задушившего в колыбели двух ядовитых змей, посланных Герой (Феокрит, XXIV, 1 ел.; Пиндар, Немейские оды, 1, 50 ел.; Аполлодор, II, 4, 8). Скульптурное изображение Геракла со змеями, хранящееся в Эрмитаже (Санкт- Петербург), - римская копия с грече­ского оригинала. Трудно сказать, пред­ставляет ли она именно ту статую, кото­рую видел Павсаний.

Упомянув о статуе работы Клеэта и продолжая путь дальше по дороге вдоль Парфенона, Павсаний описывает статую богини земли Геи, умоляющей Зевса о дожде “или когда сами афиняне нуж­дались в дожде или когда по всей Элла­де стояла засуха” (I, 24, 3). Место статуи Геи известно по надписи, сохранившейся на скале: “Изображение плодоносящей Геи согласно оракулу”.

Вслед за статуей Геи Павсаний от­метил статую Конона и его сына Тимо­фея. Первоначально афиняне поставили изображение отца; на пьедестале могли быть размещены трофеи, полученные Кононом в сражениях. Позже было принято решение поставить статую Тимофею, сыну Конона. Если предположить, что статуи отца и сына были поставлены вскоре после смерти каждого из них, то, по мнению Стивенса, статую Конона можно датировать первой четвертью IV в., а статую Тимофея, поставленную на общем с отцом постаменте, — середи­ной IV в. Лица статуй Конона и Тимо­фея были обращены к Пропилеям, так что их можно было видеть сразу при вхо­де на Акрополь.

Реферат опубликован: 6/11/2006