Страница: 22/25
На пути к темену Артемиды Бравронии Павсаний упоминает о бронзовой статуе “Мальчика”, в руках которого сосуд со священной водой, работы Ликия, сына Мирона, и о “Персее” самого Мирона. Об этих двух статуях больше ничего неизвестно.
В округе Артемиды Бравронии Павсаний видел статую так называемого “деревянного коня”, сделанную из бронзы. “ .Так как внутри этого коня, как говорят, скрылись лучшие из эллинов, то и в этом бронзовом изображении есть намек на это, и из него выглядывают Менесфей и Тевкр, кроме того, и сыновья Тесея” (Павсаний, I, 23, 10).
Аристофан в комедии “Птицы” упоминает о лошадях, огромных, как “деревянный конь” (стих 1128). К этому стиху схолиаст делает следующее замечание: “Аристофан, конечно, говорит не вообще о деревянном коне, но об его бронзовой статуе на Акрополе. Ибо на Акрополе поставлен деревянный конь с надписью: „Харедем, сын Евангела из дема Койле, посвятил". На Акрополе был воздвигнут бронзовый конь в подражание троянскому”. Сообщение схолиаста подтвердилось находкой на Акрополе двух верхних блоков пьедестала статуи с той же надписью, которую привел схолиаст. Однако он опустил имя мастера, стоявшее на постаменте:“Сделал Стронгилий”.
О Харедеме, сыне Евангела, нам ничего неизвестно. Стронгилия же Павсаний характеризует как художника, не имевшего себе равных в изображении быков и лошадей (Павсаний, IX, 30, 1). Стронгилий, по-видимому, был афинянином, покинувшим Афины после крушения Афинской державы.
В 414 г. были поставлены на сцене “Птицы” Аристофана. Посвящение Троянского коня на Акрополе может быть датировано несколько раньше. Поскольку памятник был воздвигнут незадолго до постановки комедии Аристофана и был еще новинкой для афинян, упоминание о нем в пьесе не случайно. У Павсания, относился к целой группе посвящений, представляющих мифологические сцены. “Из статуй, которые стоят после коня,—продолжает Павсаний, - статую Эпихарина, упражняющегося в беге в полном вооружении, сделал Критий, а Энобий известен своим славным поступком по отношению к Фукидиду, сыну Олора: он удачно провел постановление о возвращении в Афины Фукидида. Статуи Гермолика-борца и Формиона, сына Асопиха, я пропускаю, так как другие писали о них” (Павсанпй, I, 23,11—12).
Мраморное основание первой посвятительной статуи было найдено в районе между Пропилеями и Парфеноном с надписью: “Посвятил Эпихарин сын Офолонида. Сделали Критий и Несиот.”
Имя Офолонида восстанавливается, поскольку имена Харина, Эиихара и Харисия встречаются в семье Офолонида. Посвящение самого Офолонида может быть датировано около 490 г.; приблизительно через 15 лет после этого его сын Эпихарин одержал победу в состязании гоплитов. Если Эпихарин действительно победил в знаменитых состязаниях, установленных в честь победы при Платеях, то становится понятным и поручение изготовить его почетную статую знаменитым мастерам Критию и Несиоту, создавшим ранее статую тираноубийц, и то, что этот монумент воспроизводился на монетах Кизика. Бронзовая статуэтка в Тюбингене, может быть, является копией этой статуи.
О статуе Энобия нам ничего неизвестно, так же как и о статуе Гермолика, сына Евфина (или Евфойна), участника боев с персами и победителя в панкратии. Был ли он отцом Диитрефа Старшего, также нельзя сказать с определенностью. Геродот говорит об этом Гермолике как об афинянине, более всех отличившемся в сражении при мысе Микале. Он называет его искусным в борьбе и в кулачном бою. Погиб Гермолик в сражении у Кирна на о. Евбее.
Далее Павсаний описывает группу статуй, связанных с мифологическими сюжетами. “Тут дальше изображена Афина, бьющая силена Марсия за то, что он поднял флейты, хотя богиня хотела их забросить. Против этих изображений, о которых я говорил, находится легендарная битва Тесея против „быка Миноса" (Минотавра) . Там стоит и Фрикс, сын Афаманта, перенесенный в Колхиду бараном. Принеся этого барана в жертву непослушному божеству. . . он, отрезав ему бедра по эллинскому обычаю, смотрит, как их сжигают. Там рядом находятся и другие изображения, в том числе и Геракла; он душит, как говорит сказание змея; там есть и Афина, выходящая из головы Зевса. Есть тут и бык, пожертвование совета Ареопага” (Павсаний, I, 24, 1—2).
Реферат опубликован: 6/11/2006