Дионисий

Страница: 7/25

открытый портик, ограж­денный решеткой.

Последнее, однако, вряд ли согласуется с необходи­мостью надежной охраны казны Афины и казны богов.

Оба предположения встречают трудности: первое - потому что древний храм Афины был разрушен персами в 480/479 г.; второе - в свя­зи с тем, что название “Опистодом” встречается последний раз в 353/352 г (ср. Демосфен, Речи, XXIV, 136); после этого года он, по-видимому перестал существовать, и, следовательно, это не может относиться к Опистодому Парфенона.

Многие ученые склоняются к тому мнению, что Опистодом древнего храма Афины, состоявший из двух помещений, имеющих отдельные вхо­ды, был удобен для размещения здесь двойной казны, находившейся под наблюдением двух казначеев. К тому же вход в эти помещения был не сразу из портика, а через большой зал - первое помещение храма. По­этому предполагают с большой долей вероятности, что впоследствии бы­ла восстановлена лишь эта западная часть храма, которая, по традиции, продолжала называться Опистодомом, хотя фактически существовала уже как отдельная постройка, предназначенная для хранения казны. Эта догадка как будто бы находит косвенное подтверждение в том, что после разрушения древнего храма Афины персами он не восстанавливался бо­лее как храм.

От времени Клисфена сохранился еще один памятник на Акрополе, связанный с событиями 506 г. После падения тирании спартанский царь Клеомен захватил Акрополь и, создав Совет 300 из знати, поставил у власти своего ставленника евпатрида Исагора. В связи с установлением власти родовой олигархии начались изгнания, в том числе были изгнаны “нечестивцы”, т. е. Алкмеониды и Клисфен. Однако афинский народ оса­дил Акрополь и после трехдневной осады вынудил Клеомена и спартан­цев покинуть пределы Аттики. С ними вместе бежал и Исагор. В 506 г. Клеомен с войском вторгается в Элевсин. Союзники Спарты, беотийцы и халкидяне (с о. Евбеи), рассчитывая на возможность легкой распра­вы с Афинами, присоединились к спартанцам. Однако окрепшая и па­триотически настроенная афинская демократия вышла победительницей в этой войне. Поход Клеомена кончился неудачно вследствие раскола в его войсках; а над беотийцами и халкидянами Афины одержали две победы, которые Геродот называет блистательными. Пленных беотийцев и халкидян афиняне заковали в цепи и лишь затем, получив за них боль­шой выкуп, вернули на родину. “Оковы же, в которых они были зако­ваны, они повесили на Акрополе; они сохранились и до моего времени, свешиваясь со стен, обожженных персидским пожаром, напротив мегарона, обращенного к западу. На десятую долю выкупа поставили посвя­щение в виде бронзовой квадриги. Она стоит слева, сразу при входе в Пропилеи, что на Акрополе. Написано же на ней следующее:

Граждан афинских сыны, победив на войне беотийцев

И халкидян племена, гнетом железных цепей

Дерзость уняли врагов

Как десятую долю добычи

Этих Паллада коней в дар получила от них.

(Геродот, V, 77)

Посвящение Афине четверки коней (управляемых, может быть, Ни­кой) на западном склоне Акрополя, у Пропилеи, а также цепей, в кото­рых были закованы пленные у мегарона (может быть, у древнего храма Афины) - первое известное нам посвящение победившей демократии, поставленное на Акрополе не отдельным частным лицом, а всем народом. Победа над беотийцами и халкидянами имела большое значение для афинского народа, так как это было первое серьезное испытание новой военной организации народа, всенародного ополчения, набираемого по территориальным филам. Понятна поэтому та гордость, которая нахо­дит яркое выражение в краткой надписи на пьедестале посвящения.

В истории Афин VI в. является поворотным периодом, связанным с важнейшими событиями в жизни афинского народа. В это время афин­ские малоимущие и наемные земледельцы из рабов превратились не только в свободных и независимых от знати людей ,но и в граждан афин­ской общины, свободно высказывающих свое мнение по поводу важнейших государственных вопросов и в частных беседах на агоре и во время собраний на Пниксе. После создания (при Писистрате и при Клисфене) первых клерухий демократический полис взял на себя обязанность под­держивать экономическое благосостояние граждан за счет растущего рабства иноплеменников и территорий, подвластных Афинам. На эти земли выводилась афинская беднота, афинские клерухи, получающие земельные наделы за счет покоренного населения. Рабовладельческий ха­рактер античной демократии находил свое отчетливое выражение в росте числа привозных рабов и в системе клерухий. Поднялось благосостояние и городского трудового населения Афин (ремесленники, художники, скульпторы и архитекторы). Их изделия находили постоянный и все воз­растающий спрос.

Реферат опубликован: 6/11/2006