Дионисий

Страница: 4/25

В центре зала находился большой круглый очаг, похожий на очаги в Микенах. Около такого очага Одиссей умолял о защите супругу Алкиноя, царицу Арету, и у такого же очага в V в. молил о гостеприимстве царя племени молоссов изгнанник Фемистокл.

Во дворцовом мегароне собирались совещания басилевсов Аттики по типу совещаний феакийских басилевсов во дворце Алкиноя. По словам Фукидида, “при Кекропе и первых царях до Тесея население Аттики жило постоянно по городам, имевшим свои пританеи и своих правителей. Когда не чувствовалось никакой опасности, правители не сходились для сове­щаний к царю, но управляли и совещались каждый отдельно. А некото­рые из них даже воевали друг с другом, как, например, элевсинцы с Евмолпом против Эрехтея” (Фукидид, II, 15, 1).

Несомненно, к древнейшим культам Афин восходит и культ Зевса, сопровождавшийся убийством быка, - обряд, возникновение которого в предании связано с Эрехтеем. На алтарь Зевса на Акрополе клали ячмень, смешанный с пшеницей, или пироги из ячменной и пшеничной муки. Вокруг алтаря водили быков и убивали того из них, кото­рый первым начинал есть пииту на алтаре. Топор и нож, приготовлен­ные для жертвоприношения, предварительно омывались чистой водой жрицами-гидрофорами. Один из жрецов ударял быка топором, а дру­гой перерезал ему горло. И топор и нож сразу же отбрасывались прочь, а нанесшие удар быстро убегали. Шкура быка осторожно снималась, мясо раздавалось всем присутствующим, затем шкуру набивали соло­мой и сшивали. Чучело быка запрягали в плуг как бы для пахоты. Царь совершал суд по делу об убийстве быка. При этом вызывали всех участников жертвоприношения и предлагали им защищаться “Из них девушки-гидрофоры заявляли, что виновны не столько они, сколько те, кто точил топор; точильщики обвиняли того, кто подавал топор, а этот - того, кто убил; тот же, кто это сделал, обвинял нож, и нож (безгласный) признавался виновным в убийстве” (Теофраст у Порфирия (III—IV вв. н. э.), О воздержании от употребления в пищу живот­ных, II, 28 ел.).

В объяснение этого странного обычая рассказывалась легенда о том, что некий земледелец Сопатр (по другой версии Диом), при­неся в жертву плоды и медовый пирог, увидел, что часть его при­ношений съел, а часть затоптал бык-пахарь, вернувшийся после работы на Акрополь.

Судебный процесс, без сомнения, происходил на Акрополе. По традиции, суд перешел к басилевсу-жрецу, включенному затем в кол­легию архонтов, и происходил в Басилейоне у Буколия. Вероятно, резиденция басилевса в этот период была во дворце или около него. Представление о наличии на Акрополе быков находит отражение в названии “Буколий”; т. е. “место для загона быков” .

Культ Зевса, как и другие культы того времени, связан с земле­делием, носившим еще очень примитивный характер. В рассказе отражен культ быка-пахаря, который вспахивает священную пашню, расположенную на северном склоне Акрополя. Запрещение приносить в жертву на Акрополе быка, приписываемое Плутархом Солону, свидетельствует о широко распространенном обычае жертвоприноше­ния быков еще и в период власти евпатридов. Алтарь и статуя Зевса Вышнего (позже Зевса Полнея) находились вблизи Гекатомпедона, на северном склоне Акрополя, т. е. в пределах дворцовых построек.

Почитание палладиума Афины (древнего деревянного изображе­ния богини), упавшего по преданию с неба, происходило во внутренних помещениях дворца. В святилище Деметры находилось древнее изображение быка, которого кормила из своих рук Афина, отложившая в сторону шлем. Несомненно, и культ змеи был связан с дворцовыми куль­тами, поскольку позже в Эрехтейоне, построенном на месте древних святынь Акрополя, жила змея, получавшая ежедневно питание от жрецов. С комплексом дворцовых построек связана и площадка, распо­ложенная рядом с северным портиком Эрехтейона. Эта площадка, обрамленная с трех сторон ступенями, напомнила Л. Б. Голланду ана­логичные плдощадки Кносса и Феста, где происходили, по-видимому, игры с быками.

Реферат опубликован: 6/11/2006