Страница: 16/17
Строгость исламских предписаний и неукоснительное их выполнение очень беспокоит и озадачивает многих мусульман, живущих ныне в немусульманских странах, дочери-подростки которых вынуждены посещать государственные школы, широко известной царящей там вольностью нравов и непренуждённостью общения. В этом и состоит главная причина. По которой мусульмане неуклонно стараются пристроить своих детей в школы с раздельной формой обучения.
Всякий немусульманин, решившийся вступить в брак с активно исповедующей свою веру мусульманкой, обнаружит вскоре невероятную, доселе неведомую ему сложность и требовательностьжизни по исламским обычаям и канонам.
3. Ислам в современном мире.
Мусульманские Школы в США. По результатам последней статистики в мире насчитывается немало Исламских общеобразовательный школ, т.е. школ, дающих полное общее образование, при этом обучающих законам Ислама, чтению Корана, арабскому языку и т.д. Важно отметить, что в таких школах строго соблюдается норма одежды, соответствующая нормам Шариата, халяль-питание, вовремя выполняются намазы, устанавливается специальный распорядок во время Священного месяца Рамадан. В настоящее время в США насчитывается 517 таких школ, в Англии 75, В Южной Африке 65, в Австралии 23,
в Дании 11 и в Голлландии свыше 10.
Родители, посылающие детей в обычные средние школы США, выражают беспокойство в связи с вечными проблемами переполненных классов, низкой дисциплиной и давления сверху. “Дети в мусульманской школе “Ан-Нур” учатся в совершенно иной обстановке”, - пишет американская публицистка Лиза Санберг. Когда школа “Ан-Нур” открывала свои двери для 400 учеников начальных классов в 1995 году, был предложен строгий учебный план по математике, гуманитарным дисциплинам - наряду с занятиями по арабскому языку, изучением Ислама и полуденными молитвами. После второй ступени обучения все классы делятся по половому признаку, и девушки, обучающиеся в старших классах, носят хиджаб. Целью этого является обучение нормам морали и дисциплине. Подобные школы становятся в США популярными. Их количество, по данным Исламского общества Северной Америки (ИОСА), возросло с 49 в 1989 году до 120 (имеются ввиду школы с полным учебным планом). Шакер Этсайед, занимающийся вопросами образования в ИОСА, говорит, что ожидается усиление этой тенденции - по крайней мере в течении 10 лет. Есть несколько причин увеличения числа Исламских школ. Обычно родители упоминают среди них - необходимость изучения Ислама, а также стремление оградить детей от влияния “улицы”. Многие родители видят в Исламских школах альтернативу, возможность уберечь детей от воздействий тех нравов, которые считаются в Америке нормальными, но строго запрещены Исламом: подростковых свиданий, танцев; выпивки и курения. По мнению экспертов, рост количества Исламских школ связан с изменением приоритетов в мусульманской общине. “Еще 15 лет назад основное внимание мусульман в США было сосредоточено на строительстве мечетей; в 80-х и 90-х годах главным стало открытие школ”, - сказал Этсайед. Открытие подобных школ по всей стране свидетельствует, также, об увеличении мусульманского населения. Ислам - религия, наиболее быстро набирающая последователей в стране, где уже около 5,5 млн. мусульман (данные ИОСА). Этсайед говорит, что мусульмане, родившиеся в США, составляют более 50% от общего количества последователей Ислама. Перспектива ношения хиджаба не тревожит девушек. Муна Саид, 17-летняя выпускница Исламской школы в Джерси-сити, говорит, что хиджаб помогает чувствовать себя уверено. Что касается учебных планов, то официальные лица заявляют, что большинство Исламских школ сочетают общеобразовательные и религиозные дисциплины. Практически все мусульманские школы используют стандартные учебники для государственных школ, хотя методы обучения могут различаться.
Мусульмане в Германии.
Сегодня Ислам в Германии является второй по значимости религией. По оценке федеральной статистической службы и других институтов от 2,8 до 4,1 млн жителей Германии являются мусульманами, либо прибыли из мусульманских стран. Подавляющее большинство среди них составляют турки (более 70%). Подобно выходцам из Индии и Пакистана в Англии и выходцам из Северной Африки во франкоговорящих странах, они формируют облик мусульманской общины в Германии. Кроме турок в Германии много мусульман - уроженцев Северной Африки, бывшей Югославии, а более 150 тыс. мусульман являются этническими немцами. Несмотря на то, что Германия уже более 450 лет поддерживает контакты с мусульманским миром, обширная мусульманская диаспора в Германии появилась впервые только после второй мировой войны. Первая волна иммиграции мусульман в Германию явилась следствием потребности в рабочей силе для выполнения неквалифицированной работы, в которой нуждалась стремительно развивающаяся немецкая промышленность эпохи “экономического чуда”. В 60-х и в начале 70-х годов мусульмане были, в основном, “гастарбайтерами”. Их жизнь протекала в общежитиях, общение и встречи происходили в комнатах или арендуемых помещениях для молитв. Впервые возможность полноценной семейной жизни предоставилась мусульманам только после многих лет проживания в Германии, тогда же стало возможным предпринять первые шаги для создания мусульманских организаций. К этому времени относится и возникновение отдельных турецких организаций и попытка верующих мусульман организовать основные формы повседневной жизни - такие как молитва, курс изучения Священного Корана для детей и т.п. С конца 70-х годов большинство мусульман, прибывающих в Германию, не являлись уже более в поисках работы, а переселялись, как правило, вследствие гонений, войн и подобных событий у себя на родине. Большинство таких мусульман прибыло из Афганистана, Палестины, регионов расселения курдов и Пакистана. С начала 90-х годов в их числе появились мусульмане из Боснии, позднее Косово, которые бежали в Германию от войны и разрухи. Этим определяется и специфика различных мусульманских этносов, проживающих в Германии. Турки, а позднее другие мусульмане из Северной Африки, Югославии, Пакистана и арабских стран, постоянно живут в Германии, тогда как пребывание других ограничено временем и статусом. Соответственно, мусульмане, объединенные в союзы, группы и землячества в основном являются постоянными жителями страны и воспринимают ее как свою родину. Эта “немецкость” Ислама усиливается и фактом наличия в Германии мусульман - этнических немцев, чье влияние не замыкается в сугубо этнических рамках. При относительно большой численности мусульманских объединений и их хорошей технической оснащенности, они все равно рассматриваются как маргинальные. До сих пор в Германии никакие мусульманские группы не имели успеха, поскольку они ограничивались пассивным реагированием на внешние факторы, в то время как развитие движения “зеленых” преподносит хороший урок, когда относительно небольшие группы при помощи активной лоббистской работы и работы со СМИ смогли организовать обсуждение важнейших проблем в немецком обществе. Окончание в 70-х годах немецкого экономического бума коснулось, а во многих случаях отрицательно отразилось на рабочих - мусульманах. С этого времени начинается активная предпринимательская деятельность мусульман, которая принимала формы маленьких предприятий и служб по оказанию различных услуг. Они были лучше организованы, чем немецкие конкуренты, поскольку имели характер семейных предприятий. Уже к началу 80-х годов не являлись редкостью турецкие предприниматели в области овощеводства и пакистанские - в ресторанном бизнесе. Со временем экономическая деятельность распространилась и на другие сферы - такие, как строительство, производство, большие торговые фирмы. На сегодняшний день мусульманские предприниматели составляют во многих отраслях важную часть немецкой деловой жизни. От преобладавшего на первых порах выращивания овощей многие мусульманские предприниматели перешли к интенсивной инвестиционной деятельности и создали большие торговые фирмы и взаимосвязанные цепи предприятий. Внутримусульманская солидарность и готовность помочь друг другу сыграли в этом успехе большую роль. Исходя из такой экономической динамики мусульманские предприниматели стали создавать свои собственные союзы, которые должны были представлять интересы их фирм. Одно из важнейших таких объединений находится в Кельне (MUSIAD). Этот союз помогает мусульманским предпринимателям не только в организационных вопросах, но и пытается, используя международные связи, расширить влияние мусульманских предпринимателей в деловом обществе. Перспектива будущих поколений Мусульмане в Германии находятся в настоящее время в “обороне”. Очевидно, что Ислам в Германии находится на судьбоносном перекрестке. В последние годы в Германии выросло и живет огромное количество мусульман второго и третьего поколений, которые чувствуют принадлежность к этой стране и ее традициям.Перед ними стоит глубокая диллема: с одной стороны - Ислам как часть культурного и национального наследия, с другой - их собственное “я” как частицы Германии. Возникает необходимость и потребность соединить эти две ипостаси. Нередко молодые мусульмане вопреки воле родителей отворачиваются от Ислама, стремясь влиться в немецкую культуру и воспринимая Ислам, как часть “старой” культуры. Мусульмане Германии чувствуют опасность, что будущие поколения могут быстро утратить ощущение целостности мусульманской религии. Однако все громче звучат голоса тех, кто считает, что Ислам может и должен играть все большую роль и иметь важное значение в жизни Германии именно сейчас - на пороге XXI века.
Реферат опубликован: 23/05/2007