Страница: 10/11
Средневековые секты на запада
Классовая борьба в европейском средневековье привела к появлению ряда сект и ересей, в которых выражался стихийный протест против феодально-церковного гнета. Таковы были павликиане в Византии (VII IX вв.) богомилы в Болгарии (X XIII вв. и позже), патарены, катары, альбигойцы, вальденсы и др. в западных странах (XI XIII вв.). Идейной основой всех этих ересей было унаследованное от маздаизма дуалистическое учение об исконном антагонизме доброго и злого начал: весь материальный мир и тело человека создание злого духа (Сатанаила), а душа человека и все духовное созданы добрым богом. Считая, таким образом, весь материальный мир злом, еретики проповедовали возврат к суровой аскетической простоте жизни первых христиан, отрицали церковь и ее обрядность. Господствующая церковь вкупе с феодальной государственной властью беспощадно подавляла все эти проявления стихийной оппозиции народных масс. Для их искоренения папская курия создала в конце XII в. особый церковный суд святейшую инквизицию. Еретиков или даже только подозреваемых в ереси по простым доносам предавали суду инквизиторов, которые обычно после зверских пыток сжигали обвиняемых на костре. С XIII в. инквизиция была отдана в руки монашеского ордена доминиканцев. Инквизиторы преследовали, кстати, наряду с еретиками, также "ведьм" и "колдунов". В 1487 г. была составлена отвратительно свирепая книга "Молот ведьм" руководство для розыска и судебного преследования ведьм и других врагов церкви. Инквизицией были сожжены или замучены сотни тысяч ни в чем не повинных жертв. Особенно свирепствовала инквизиция в Испании.
Православие, старообрядчество, русские секты
В Восточной и Юго-Восточной Европе укрепилось греко-православное (православное) вероисповедание, распространившееся из Византии. Православия придерживаются до сих пор греки, болгары, сербы, черногорцы, большая часть македонцев, румыны. В России, куда христианство проникло в X в., православие стало господствующей, официальной религией. Православная церковь поддерживала царскую монархию и фактически целиком ей подчинялась. Московские митрополиты, возглавлявшие русскую церковь, а с 1589 г. патриархи изредка пытались добиться хотя бы некоторой независимости от государства, но безуспешно. Петр I окончательно лишил церковь даже видимости самостоятельности, отменив патриаршество и поставив во главе церкви святейший синод из послушных царю иерархов (1721). Православное духовенство превратилось в простых "чиновников в рясах". В XVII в., когда против церковной политики Никона, против исправления им богослужебных книг и других реформ выступила масса низшего духовенства и мирян. Разногласия между старообрядцами и никонианами касались не догматов, а обрядовых мелочей: старообрядцы настаивали на сложении не трех, а двух перстов для крестного знамения, пели "аллилуйя" не три, а два раза, писали не "Иисус", а "Исус" и пр. Но за эти мелочи фанатики старообрядчества шли бесстрашно в ссылку, не казнь, на самосожжение. С XVIII в. в России стали возникать секты нового типа, в которых опять-таки смутно отражалось недовольство крестьян и других слоев населения помещичьим самодержавно-полицейским и церковным гнетом. Еще в первой половине XVIII в. возникла секта "божьих людей" (христов, хлыстов, как их насмешливо называли противники), отрицавших всю официальную догматику, церковную обрядность и пр. Вместо богослужения они устраивали радения с экстатическими плясками; при этом на некоторых участников радений "накатывал святой дух", и они начинали исступленно пророчествовать. Во второй половине XVIII в. от христов отделились скопцы фанатики, требовавшие полного уничтожения греховных плотских влечений и для этого подвергавшие себя и других вступающих в секту кастрации. Помимо этих мистических сект, возникали рационалистические: основатели их пытались истолковать христианское вероучение в духе "разума". Такими были духоборы, или духоборцы (с 50-х годов XVIII в.), молокане ("духовные христиане"; с 1765), иеголовисты ("ильинцы"; с середины XIX в.) и ряд других. В этих сектах проявилось, с одной стороны, стихийное стремление крестьян к патриархальному общинному быту (они не признавали частной земельной собственности и пр.), с другой смутное стремление к свободному капиталистическому развитию; но во всех случаях в сектанстве отражался глухой протест против казенно-церковной опеки, против поборов, полицейских стеснений. С середины XIX в. в Россию начали проникать и западноевропейские (протестантские) секты: штундисты, меннониты, позже баптисты и др. Они нередко сближались с чисто русскими сектами, а чаще их вытесняли.
Реферат опубликован: 7/06/2007