Страница: 4/11
Идея греховности и идея спасения
Христианство знаменовало собой совершенно новый этап в развитии религии. Новой является прежде всего центральная идея всего христианства идея греховности человека и другая сторона той же идеи идея спасения. Весь мир лежит в грехе: все люди по своей природе греховны; эта греховность возводится мифилогически к грехопадению Адама. Но осталась надежда, что кто-то спасет человечество. Отсюда представление о божестве-спасителе. В христианстве именно идея спасения и сделалась центральной, наиболее важной идеей. Поэтому образ Иисуса Христа, бога-спасителя, должен был превратиться в центральную фигуру христианского культа. Как христиане представляли себе спасение? Здесь была использована древняя, свойственная всем древним религиям идея искупительной или умилостивительной жертвы, смягчающей гнев божества. Эта идея искупительной жертвы и стала одной их центральных в христианстве: она состояла в том, что за все грехи людей, которые унаследованы от праотца Адама, была принесена раз навсегда искупительная жертва добровольная смерть Иисуса Христа. Эта добровольная жертва избавила человечество от греха. Достаточно уверовать в Иисуса Христа, следовать его учению, чтобы приобщиться к этому спасению. Отсюда следовал вывод, что другие жертвы не нужны. И в раннем христианском культе мы видим исчезновение всяких жертвоприношений и обрядов, как ненужных.
Формирование церковной организации
Первые века христианства были наполнены ожесточенной борьбой идеологических направлений. В ходе этой борьбы происходил постепенно и процесс формирования церковной организации, которая в значительной мере обеспечила христианству успех в его борьбе с другими религиями. Христианская церковная организация сложилась не сразу. В раннехристианских памятниках мы ее почти не видим. Там выступают апостолы и пророки, которые являются странствующими проповедниками. Появляются они на короткое время в отдельных общинах и не задерживаются больше чем на несколько дней. До начала II в. руководство христианскими общинами принадлежало слою, который позже получил название харизматиков, то есть лицам, которым приписывалось обладание особой благодатью святого духа харизмой. Эти люди учили, проповедовали, посещали отдельные общины, но не занимали в них никакого официального положения. Более поздние памятники отражают появление в общинах первых постоянных должностных лиц дьяконов и епископов. Дьяконы обслуживали текущие потребности общины, епископы заведовали материальной частью, деньгами и имуществом общин. Позже появляются пресвитеры старейшины. В III в. появляются митрополиты руководители отдельных церквей, в IV V вв. патриархи руководители целых областных церковных объединений. Особенно значительную роль в развитии христианской церкви сыграло усиление епископата. Из перечисленных должностных лиц епископы имели наибольшие шансы на преобладающую роль благодаря тому, что в их руках находились денежные средства. Со II в. епископы начинают играть роль не только в хозяйственных делах, но и в вопросах идеологии. Епископы выступают как главные специалисты по вопросам догматики и культа. Епископы отдельных общин поддерживали друг друга, что послужило важным фактором в укреплении христианских общин, в борьбе с другими религиями за преобладание.
Секты, ереси
Однако это укрепление было достигнуто ценой жестокой внутренней борьбы. Борьба принимала по большей части форму споров за догматы. Но за этими догматами стояли разные идейные течения, принадлежавшие разным национальным и классовым группам и отражавшие их интересы. Уже в I в. внутри христианских общин существовали течения, которые боролись между собой. В Откровении Иоанна упоминается еретики николаиты, о которых правда, ничего определенного не известно. Во II в. в христианстве происходила ожесточенная борьба между отдельными сектами и течениями. Наиболее интересно движение гностиков, в том числе маркионитов, и движение монтанистов. Вопрос о роли гностицизма в раннем христианстве неясен. Слово "гносиос" по-гречески значит знание, познание; но тут имелось в виду не подлинное опытное познание реального мира, а мистическое познание бога. Гностики это философы-мистики, утверждавшие, что человек может познать разумом тайну божества и суть мира. Историки христианства обычно рассматривают гностицизм как боковое ответвление этой религии, как ересь, сектантское вероучение, вскоре подавленное правоверными христианскими богословами. Напротив, другие ученые считают, что не гностицизм вырос на почве христианства, а, напротив, христианство на почве гностицизма, то есть, гностицизм древнее христианства. Доля истины есть, по-видимому, в той и другой точке зрения: ранние гностические учения (I-II вв.) действительно повлияли на самое становление христианской идеологии; Филон Александрийский, которого называют "отцом христианства", был гностиком;а более поздние (с середины II в.) стали рассматриваться как оклонения от "истинного" христианства. Суть учения гностиков, выросшего на основе позднеэллинистической идеалистической философии, состоял в дуалистическом противопоставлении светлого, доброго духа и темной, полной страданий материи. Добрый, великий бог, дух плерома (буквально "полнота") не мог быть создателем такого дурного мира. Мир создан каким-то подчиненным, злым и ограниченным богом. Некоторые гностики отождествляли его с еврейским Ягве. Между недоступным благим богом и низменным материальным миром нет никакого прямого соприкосновения . Но между ними есть посредник, божественный логос (слово, смысл, разум), который и может спасти страдающее человечество и ввести его в царство светлого духа-бога. Правда, это доступно не всем людям, а только избранным, людям духа, "пневматикам" (от греч. дух, дыхание).
Реферат опубликован: 7/06/2007