Страница: 2/11
Вопрос об историчности Иисуса
Скудные источники сведений о раннем христианстве в сущности ничего не говорят о личности Иисуса. Бесспорных свидетельств о нем нет ни в христианских, ни в других источниках. Поэтому до сих пор в научной литературе ведется спор: был ли Иисус исторической личностью? Сторонники исторической школы признают это, сторонники мифологической школы отрицают. Против исторического существования Иисуса можно привести, помимо ссылки на молчание всех современных ему источников, еще один существенный аргумент: установив хронологическую последовательность раннехристианских сочинений, мы можем проследить по ним постепенную эволюцию образа Христа от сверхъестественного существа, мистического агнца, которым он выступает в Апокалипсисе, к евангельскому человеку Иисусу, проповедовавшему на земле и казненному. Эта эволюция связана была с развитием самого христианского вероучения. Другой аргумент дает археологическая иконография: в ранних христианских изображениях не встречается образ распятого Иисуса: он появляется не раньше VIII в. Совершенно ясно, что корни христианского учения надо искать не в деятельности отдельных личностей, кто бы они ни были, а в общественно-политических условиях того времени и в борьбе идей, выросших на почве этих условий. Ясно во всяком случае и то, что образ евангельского Иисуса Христа (а только он сохранился в современном христианстве) есть не отражение какой-то исторической личности, а чисто литературный персонаж с очень противоречивыми чертами, созданный коллективно в ходе длительной идейной борьбы.
Исторические условия возникновения христианства
Основным и важнейшим условием происхождения христианства было образование римской империи. Создание мировой монархии подготовило почву для нивелированного культа. Римское завоевание знаменовало собой крушение отдельных государств. Его деспотический, насильственный режим, тяжелые поборы, всеобщее бесправие все это привело к появлению чувства апатии и деморализации в широких массах, не только у рабов, но и у свободного населения, в особенности у населения провинций. Неудачные восстания рабов, неудачные попытки восстаний покоренных Римом народов должны были усилить и обострить это настроение всеобщей апатии, деморализации и растерянности. Крушение попыток вооруженного сопротивления в отдельных странах, неудачи рабских восстаний должны были порождать в угнетенных массах настроение отчаяния, безнадежности своего положения. Не видя возможности получить спасение и избавление от гнета на земле, люди неизбежно вынуждены были искать спасения и избавления на небе. Но почему понадобилась новая религия, почему нельзя было найти утешение в старых религиях? Старые религии были племенными и национальными религиями, которые выросли из общественных о политических условий каждого народа и срослись с ним. Нужна была более гибкая религия, которая бы не была связана с узко национальными условиями и которая могла бы удовлетворить запросы разноплеменной массы обездоленного населения Римской империи.
Попытки создания интернациональной религии
Сами правители Римской империи делали некоторые попытки создать такую наднациональную мировую религию. Была, например, сделана совершенно непригодная попытка введения официального общеимперского культа: независимо от множества разных местных культов римское правительство пыталось ввести обязательный для всех провинций империи культ гения императора, культ богини Ромы покровительницы города Рима и культ Юпитера Капитолийского. Но такие казенные культы не могли ни в какой степени удовлетворить потребности в утешении, охватившей широкие массы угнетенных. Некоторые религиозные учения могли с большим успехом претендовать на влияние в массах верующих. Как раз в эпоху образование Римской империи получили широкое распространение некоторые восточные культы, которые до известной степени приближались по своему характеру к мировым культам. В западной половине империи распространился культ Исиды. Ее поклонников было немало и Риме, и в провинциях. Широкое распространение, особенно в римской армии, получил культ иранского Митры. Были и другие боги, пользовавшиеся поклонением за пределами своей страны. И все же ни одна из этих религий не сделалась в полном смысле мировой религией, не получила мирового господства, как это стало с христанством.
Иудейское Христианство
Первоначальной почвой, на которой возникло новая религия, было иудейское сектантство. В иудаизме и в самой Палестине и в диаспоре в I-II вв. существовал целый ряд сект; некоторые из них представляли собой вероучения, основанные на ожидании пришествия мессии спасителя. Для евреев, которые больше, чем какой-либо другой народ, испытали бедствия иноземного владычества греко-сирийского и римского, это ожидание мессии сделалось краеугольным камнем религии, в особенности для некоторых сект. Если некоторые течения еврейской религии, например зелоты, понимали мессию как героя-воителя, который с мечом в руках освободит народ от римского ига (а эта надежда особенно обострилась в эпоху первой Иудейской войны и во время второго иудейского восстания), то крушение этих восстаний, первого и второго, должно было дать перевес другому направлению: тому, которое состояло в ожидании духовного мессии, духовного избавителя. Такового было учение ессеев, живших монашескими общинами в уединенных местностях Палестины. Они вели аскетическую жизнь, не допускали рабства; мессию они понимали как "наставника справедливости". В остальном ессеи строго придерживались иудаистских предписаний. Гораздо менее известна секта назореев (назарян), которая, видимо, ближе всего стояла к зарождающемуся христианству. Слова "назорей", "назарянин" часто употребляются в евангелиях как прозвище Иисуса. По церковной традиции оно означает, что Иисус был родом из галилейского города Назарета. Но это неверно; город с таким названием вряд ли даже и существовал в то время: по источникам он известен только с IV в. На самом деле назореями издавна назывались у евреев люди, посвятившие себя на время или на всю жизнь служению богу; они не стригли волос, не пили вина, не прикасались к умершим и пр.Таким назореем изображен в евангелиях и Иисус. предполагают даже, что и сама легенда о происхождении его из г. Назарета была сочинена позже для объяснения этого имени. В мусульманском Коране последователи Иисуса Христа именуются постоянно "назарянами". Можно думать, что так и называлась первоначально секта последователей Христа. Впрочем, сами себя они называли чаще всего просто "верующие", "братья", "призванные" и т.п. Христианами их вначале называли только их противники, и это звучало как какая-то одиозная кличка. Лишь примерно со второй половины II в. слово "христиане" становится и самоназванием приверженцев новой веры. То, что христианство возникло как одна из иудейских сект, лучше всего видно вот из какого факта: первый памятник христианства апокалипсис насквозь проникнут духом воинственного иудаизма и резко отличается от всей позднейшей христианской литературы. Там нет еще основных христианских догматов: нет троичности бога, нет святого духа, а самое главное, нет позднейшей христианской этики проповеди терпения, смирения, прощения. В позднейшем христианстве сохранилось много еврейских элементов: личность основателя христианства Иисуса Христа, который изображается как еврей; место действия евангельских событий еврейская страна Палестина; все действующие лица евангелий евреи; Библия еврейская священная книга включена в состав христианского канона как боговдохновенная; еврейский бог Ягве адаптирован христианством под именем бога-отца; основные догматы еврейской религии, представление о создании богом мира и человека включены в состав христианского вероучения; отдельные еврейские обряды вошли в состав христианского культа прежде всего пасха. Некоторые чисто иудаистские обряды в течение долго времени удерживались в христианских общинах, в том числе празднование субботы и обрезание, которое считалось вначале обязательным для христиан и лишь постепенно вышло из употребления.
Реферат опубликован: 7/06/2007