Страница: 7/11
Однако, выражая сочувствие рабам и угнетенным, обещая им награду на небесах, авторы евангелий и не думали ставить вопрос об освобождении рабов здесь, на земле. Рабство представлялось им вещью естественной и не вызывающей сомнений. А когда христианские общины стали пополняться и за счет рабовладельцев, богатых, то в евангелиях еще ярче отразился взгляд на рабов как на совершенно бесправные существа. Однако при всех противоречиях социальных и моральных принципов в евангельском христианстве все же доминирует одна этическая норма: проповедь терпения, покорности, прощения обид. Именно в евангелиях эта проповедь доведена до крайности и по существу до невыполнимости, "Любите врагов ваших, учит Иисус, благославляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гоняющих вас" (Матф., гл.5, ст.44). "Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую" (там же, гл.5, ст.39). Именно эта мораль и привлекает к христианству многих людей; многие считают ее нравственным идеалом. Однако, надо сказать, во-первых, что никто из христиан за исключением считанных единиц никогда не выполнял и не выполняет подобных требований. Во-вторых, то разумное, что в них есть, спокойное и гордое самообладание, уважение к себе и к другому не оригинально в христианстве, а заимствовано из этической системы стоиков. И наконец, в третьих, в тех конкретных условиях, в каких звучала евангельская проповедь, в условиях рабовладельческого строя она была по существу защитой этого строя.
Развитие культа
Борьба между сектами привела к сплочению общин, к укреплению организационных форм христианской церкви. В ходе этой идеологической борьбы усложнялись и обрядность и культ. Раннехристианский культ был чрезвычайно прост. Простота и легкость взаимного общения между людьми, не разъединявшимися обряностью, в свое время были условиями, обеспечившими христианству победу над другими культами. Первоначально христианская обрядность ограничивалась периодически собиравшимися вечерами трапезами в память основателя учения. На этих трапезах вкушался хлеб, читались священные тексты; это были вечера любви агапы. По мере включения в состав христианских общин приверженцев других культов, происходит наплыв различных элементов древней обрядности. Главное место в христианской обрядности принадлежит, как известно, таинствам культовым действиям, цель которых состоит в низведении на верующих благодати божей. Древнейшие и в то же время важнейшие христианские таинства крещение и причащение. Таинство причащения, в котором верующие вкушают под видом хлеба и вина "плоть и кровь Христову", есть не что иное, как модификация древнего обряда богоядения. Возникнув еще, по-видимому, но почве тотемизма, этот обряд богоядения особенно развился в земледельческих религиях. Бога-покровителя растительности верующие убивали и поедали в лице его человеческого или животного заместителя. В культе Митры, Аттиса и других восточных богов существовал обряд причащения хлебом и вином. Эти священные еда и питье считались, по-видимому, воплощением бога. Митраистическое причастие почти без изменений и перешло в христианство. Здесь оно, однако переплелось с древнееврейским пасхальным ритуалом умерщвления агнца. Основатель христианства, принесший себя в жертву, начал изображаться как агнец (кстати в образе мистического небесного агнца он и выступает в Апокалипсисе). Так возник комплекс христианской пасхи. Трапеза причастия сделалась из ежегодной еженедельной, каждую неделю совершалось богослужения с обрядовым поеданием тела и крови принесшего себя в жертву бога. Вслед за причастием появилось таинство крещения, тоже заимствованное из других культов. Водяное крещение, то есть обрядовое очищение при помощи воды, восходит к древнейшим обрядам инициаций. посвящение в тайные союзы, а в древневосточных религиях в мистерии сопровождалось всегда ритуальным очищением. Обряды принятия в тайные культы рассматривалось как второе рождение, обрядовое купание употреблялось в элевсинских мистериях, в таинствах Диониса, Исиды. Еще более видное место занимало оно в ритуале секты мандеев (секта неясного происхождения с резко дуалистическими вероучением, почитавшая некоего "искупителя", а также Иоанна Крестителя; приверженцы этой секты 2-3 тысячи человек есть и сейчас в Южном Ираке и Иране). Мандеистский ритуал водяного "крещения", вместе с образом легендарного Иоанна Крестителя, видимо, и послужил для христианских общин непосредственным источником заимствований. В христианстве крещение водой, как бы смывающей скверну, получило особенно большое значение в связи с учением о всеобщей греховности, от которой будто бы избавила людей смерть спасителя. Этот "первородный грех" и смывает с верующего при крещении вода. Лишь позже появились другие таинства, которых в настоящее время в христианской церкви считают семь. Это число (семь таинств) было первоначально установлено католической церковью на Лионском соборе в XIII в., а позже было заимствовано православной церковью. Итак, христианство уже в том виде, как оно сформировалось во II-III вв., представляло собой чрезвычайно сложное, запутанное и противоречивое вероучение, единство которого удавалось удержать лишь с огромным трудом, и скорее лишь внешним образом. В нем переплетались: иудейское учение о едином боге-вседержителе; иудейская же идея мессии-спасителя, правда превратившегося в духовного спасителя-искупителя и слившегося с образами земледельческих умирающих и воскресающих богов; гностическое учение о противоположности духа и материи и о божественном посреднике между ними логосе; маздаистская эсхатология и вера в будущее царство блаженства для праведных; маздаистское же представление о духе зла дьяволе; древневосточное почитание богини-матери (она же богородица). В христианское вероучение влилось и многое другое: в том числе древний погребальный культ с сопутствующей ему верой в загробную жизнь души; шаманская практика заклинания и изгнания злых духов; знахарские приемы магического исцеления больных; античное почитание гениев, восходящее к древнему нагуализму и превратившееся в христианскую веру в ангелов-хранителей, и т.д., вплоть до пережитков древних тотемических обрядов и представлений (вера в непорочное зачатие, таинство причащения).
Реферат опубликован: 7/06/2007