Страница: 4/7
Недопустимость "установления" означает, что ни власти штата, ни федеральные власти не могут устанавливать какую-либо конкретную религию или какие либо общие требования, касающиеся религиозности. Более того, властям запрещено поощрять или поддерживать религию. Это не означает, что власти должны быть враждебно настроены по отношению к религии. Власти должны придерживаться политики, определенной Верховным судом как "доброжелательный нейтралитет", которая допускает отправление религиозных культов, но исключает их поддержку и организацию властями. Статья, запрещающая "установление", нацелена на недопущение религиозного контроля над властями и политического контроля над религией.
"Свободное вероисповедание" - это свобода каждого гражданина приходить к убеждениям, иметь их, практически следовать им и изменять их, руководствуясь требованиями своей совести. Статья о свободе вероисповедания запрещает властям вторгаться в сферу религиозных верований и ограничивает их право вторгаться в область отправления культов.
В истолковании Верховного Суда "свободное исповедание" означает, что любой человек может верить во что хочет, но что в некоторых случаях государство может ограничивать или вмешиваться в действия, вытекающие из этих верований.
По сложившейся традиции, суд требует от властей обоснования своих действий, осложняющих или представляющих собой иное вмешательство в религиозные действия, ссылкой на настоятельные потребности "высочайшего порядка". Но и в этом случае власти должны продемонстрировать, что у них не осталось никаких альтернативных средств достижения своих интересов, которые бы в меньшей степени ограничивали религиозные действия.
Исключительно важное решение создателей Конституции и "Билля о правах" запретить установление религии на федеральном уровне и гарантировать свободное исповедание религии было связано с рядом религиозных, политических и экономических факторов, существовавших в Америке 18 века. В основе всех этих факторов, конечно, лежала практическая трудность установления какой-либо единой веры в формирующейся нации, состоящей из представителей многочисленных вероисповеданий (главным образом, протестантских сект), ни одно из которых не обладало достаточной мощью, чтобы господствовать над другими.
В период с 1776 и до принятия в 1791 г. Первой поправки произошли важнейшие изменения в фундаментальных принципах свободы вероисповедания. В мае 1776 г. - накануне Декларации независимости - лидеры Вирджинии приняли виржинскую Декларацию прав, составленную Джорджем Мейсоном. В первом проекте этой Декларации утверждалась "полнейшая терпимость в отношении вероисповедания, основанного на велениях совести". Эта формулировка отражала принципы, записанные Джоном Локком, и защищаемые английским движением в защиту терпимости.
Хотя терпимость была огромным шагом вперед, 25-летний депутат Джеймс Мэдисон (1751-1836) считал, что необходимо развить ее. Находившийся под сильным влиянием идей Просвещения, Мэдисон успешно доказывал, что "терпимость" должна быть заменена "свободным исповеданием" религии. Это, на первый взгляд, незначительное изменение формулировки несло в себе революционную смену идей. Для Мэдисона свобода вероисповедания была не уступкой со стороны государства или официальной церкви, но неотторжимым или естественным правом каждого гражданина.
В 1791 году провозглашенная в виржинской Декларации свобода исповедания религии стала частью I поправки, гарантирующей всем американцам свободу совести.
Решающая битва в борьбе против официального установления религии произошла в крупной и влиятельной колонии Вирджиния, где утвердилась Англиканская церковь. Вновь центральную роль в этой борьбе сыграл Джеймс Мэдисон, который убедил законодательные власти Вирджинии принять в 1786 г. предложенный Томасом Джефферсоном "Билль об установлении свободы вероисповедания".
Мэдисон и Джефферсон утверждали, что государственная поддержка какой-либо конкретной религии или всех религий была бы неправильной, так как принуждение граждан поддерживать своими налогами веру, которой они не придерживаются, было бы нарушением их естественного права на свободу вероисповедания. "Всемогущий Бог создал ум человека свободным", - провозглашается в Билле Джефферсона. Следовательно, "принуждение человека к денежным пожертвованиям на распространение мнений, в которые он не верит, или которые он ненавидит, является греховным делом или проявлением тирании".
В борьбе против официального установления религии Мэдисону и Джефферсону в огромной степени помогли баптисты, пресвитерианцы, квакеры и другие "раскольнические" религиозные направления англиканской церкви в Вирджинии. Религиозное оживление 18 столетия, часто называемое "Великим пробуждением" (1728-1790), вызвало к жизни новые формы религиозных верований и их выражения, что повлияло на развитие свободы вероисповедания на всех колониальных территориях. Призыв "возрожденцев" к спасению лишь через Христа вызывал глубокий личный и эмоциональный отклик у тысяч американцев.
Реферат опубликован: 22/04/2008