Страница: 5/7
Проповеднический пыл "пробуждения" преодолел межконфессиональные границы и подорвал поддержку привилегий, которыми пользовалась господствующая церковь. Многие рассматривали религию как дело свободного выбора, а церкви - как структуры самоуправления. Многие стали рассматривать союз церкви и государства как вредный для дела религии.
В Вирджинии этот климат инакомыслия и руководящая роль таких религиозных лидеров, как баптист Джон Леланд, обеспечили необходимую поддержку, в которой Мэдисон нуждался для победы в борьбе за свободу вероисповедания в Вирджинии.
Успешная борьба против официального установления религии в Вирджинии представляет собой жизненно важную главу в истории свободы вероисповедания в Америке. К моменту ратификации Первой поправки в 1791 году все другие официальные установления англиканской религии прекратили существование (за исключением Мэриленда). Официально установленный конгрегационализм в Новой Англии просуществовал несколько дольше. Но в 1818 и 1833 г. в конституции штатов Коннектикут и Массачусетс были внесены поправки, в результате чего там было полностью покончено с официальным установлением религии [5, с. 22].
Наиболее заметными переменами в религиозной жизни нации за последние 60 лет - период, отмеченный современными научными социологическими исследованиями, - стал всплеск интереса к религии после второй мировой войны, рост посещаемости церквей, более активное знакомство с Библией, рост пожертвований на церкви и широкое строительство церквей. В тот период, появилось много последователей таких религиозных лидеров, как Билли Грэм, Норман Винсент Пил и Фултон Дж. Шин. Подъем продолжался до конца 50-х-начала 60-х годов, а затем началось падение интереса к религии и религиозной деятельности. Сегодня по некоторым показателям падение прекратилось, а по другим показателям - наблюдается даже перелом.
Религиозные организации Америки набирают силу, показывает опрос Принстонского центра религиозных исследований. В 50-е годы религиозность американцев и их участие в отправлении культов достигла пика, после чего социальные потрясения 60-х и 70-х годов оказали свое разрушительное влияние на большинство социальных институтов, в том числе на религию [6, с. 37].
Несмотря на эти приливы и отливы, одним из наиболее примечательных аспектов религиозной жизни Америки является ее прочность. Несмотря на все драматические социальные перемены последней половины столетия - экономические депрессии, войны, движение за гражданские права, социальные волнения, технологические перемены - религиозные верования и культовая деятельность американцев выглядит сегодня в основном так же, как и в 30-е и 40-е годы. Процентная доля населения, принадлежащего к той или иной церкви, близка к показателям 30-х годов. (Конечно, надо отметить, что динамика этих показателей является различной для разных церквей и конфессий.) Это относится к посещаемости церквей, а также к области основных религиозных верований. Несмотря на эту последовательную верность традициям, американцы сохраняют высокую степень независимости в своей религиозной жизни и независимость от своих религиозных институтов.
Свобода вероисповедания, которую лелеют и превозносят большинство американцев, сделала возможным процветание религии во многих формах и ее глубокое влияние на формирование американского характера. Свобода вероисповедания укрепила и сделала жизнеспособным американское мировоззрение, придав ему жизнерадостность, ощущение того, что нет ничего невозможного, и зачастую давая мужество, необходимое для трудных, но необходимых общественных перемен.
Глава 3.
Роль религии в жизни американцев и “гражданская религия” США.
Очень трудно понять, как функционирует американское общество, если не понимать насколько динамична в нем религиозная жизнь, которая определяет установки и поведение его членов. По иронии судьбы, несмотря на очевидность этой динамики, комментаторы, выступающие по социальным вопросам, часто недостаточно высоко оценивают этот факт.
Недавние исследование, проведенное Международным институтом Джорджа Гэллапа, показывает, что заботы американцев о судьбах общества, демократии и будущем глубоко коренятся в их вере в Бога [7]. Хотя большинство респондентов твердо придерживаются мнения, что человек может быть хорошим и нравственным и не веря в Бога, стабильное большинство (61%) заявляет, что демократия не может выжить без широко распространенной веры в Бога или какую-либо высшую сущность. Еще одно свидетельство силы этой религиозной динамики в США усматривается в том, что роль, которую религия играет в жизни человека, и сила его веры оказываются чаще связана с установками и поведением человека, а не с такими объективными его характеристиками, как возраст, образовательный уровень и политическая принадлежность.
Молитва имеет смысл для многих американцев. Почти все они молятся в той или иной форме и считают, что молитвы не остаются без ответа. Стабильна доля американцев (40%), еженедельно посещающих церковь или синагогу. Семь из десяти американцев считают себя принадлежащими к той или иной церкви. Треть американцев хотя бы раз в неделю смотрят телепередачи религиозного содержания. Значительное большинство хочет, чтобы их дети получили религиозное образование. Миллионы американцев ежегодно посещают спортивные соревнования, но гораздо больше их ходит в церкви и синагоги. Соревнования спортсменов-профессионалов приносят миллионы долларов, но христиане и евреи чистосердечно жертвуют миллиарды на свои церкви.
Реферат опубликован: 22/04/2008