Страница: 3/14
В Колосской стране, где прежде тайно и нечестиво свершалось почитание ангелов, началось открыто совершаться православное празднование Собора ангелов и стали строить благолепные храмы во имя святого архистратига Михаила – начальника ангелов. Так в Хонях над чудотворным источником был построен благолепный и причудливый храм, в котором было явление святому Архиппу самого святого архистратига Михаила. Празднование Собора святых ангелов установлено совершать в месяце ноябре- девятом от марта, первого месяца от сотворения мира – для обозначения числа чинов ангельских, каковых девять, как считает святой Дионисий Ареоплит, ученик святого апостола Павла. Как известно, апостол Павел был возвышен до третьего неба, там видел различие чинов святых ангелов и объяснил это своему ученику Дионисию.
Девять чинов ангельских разделяются на три иерархии – высшую, среднюю и низкую; в каждом из них по три чина.
Первую – высшую и к пресвятой троице ближайшую иерархию составляют серафимы, херувимы и престолы.
Ближе всех к Творцу и Создателю своему предстоят боголюбивые шестикрылые серафимы, как видел пророк Исаия, говорящий: «Вокруг него стояли серафимы» у каждого из них по шести крыл» (Ис. 6,2). Они огнеобразны, как непосредственно предстоящие Тому, о Котором пишется: «Бог наш есть огнь поедающий» (Евр. 12, 29); «престол Его – как пламя огня» (Дан. 7,9). Они пламенеют любовью к Богу и других возбуждают к такой же любви, как показывает и самое имя их, ибо «серафим» с еврейского языка значит: пламенеющий.
После серафимов перед всеведущим Богом, живущем в свете непреступном, предстоят в несказанной светлости многоочитые херувимы, более иных низших чинов сияющие всегда светом богопознания, ведением таинств Божьих и глубины Его премудрости, сами просвещаемые и других просвещающие. Имя их – «херувимы» - по переводу с еврейского языка значит: многое разумение или излияние премудрости, так как через херувимов другим ниспосылается премудрость и подается просвящением умных для обоговидения и богопознания.
Затем – перед сидящим на престоле высоком и превознесенном предстоят богоносные престолы, ибо на них, как на разумных престолах (как пишет святой Максим Исповедник), разумно почивает Бог. Богоносными же они называются не по существу, но по благодати и по своему служению, тогда как плоть Иисуса Христа (как пишет святой Василий Великий) называется богоносною по существу, так как она соединена неразрывно с Самим Богом Словом. Престолы называются богоносными по благодати, данной для их служения. Почивая на них непостижимым образом, Бог совершает Свой праведный суд, по сказанному Давидом: «Ты воссел на престол, судия праведный» (Пс.95).Поэтому через них преимущественно проявляется правосудие Божие: они помогают царям и владыкам производить праведный суд.
В средней иерархии также заключаются три чина святых ангелов: господства, силы и власти.
Господства называются так потому, что они господствуют над прочими, которые следуют за этими чинами ангелов, будучи сами свободными. Оставив же рабский страх, они добровольно и с радостью служат непрестанно Богу. Они учат владеть чувствами, смирять в себе непотребные вожделения и страсти, порабощать плоть духу, господствовать над своей волей и быть выше всякого искушения.
Силы, исполненные божественной крепости, исполняют немедленно волю Всевышнего и Всемогущего своего Господства, крепкого и сильного. Они творят и превеликие чудеса и ниспосылают ту же благодать чудотворения угодникам Божиим, достойным таковой благодати, чтобы те могли творить чудеса, - исцелять всякие болезни и предвозвещать будущее. Святые Силы помогают и людям, труждающимся и обремененным, в несении возложенного на них какого-нибудь послушания, чем объясняют своё имя – «силы» - и носят немощи немощных. Они также укрепляют каждого человека в терпении, чтобы он не изнемогал в скорби, но с крепким духом и мужественно переносил все напасти со смирением, благодаря за все Бога, все устрояющего к пользе нашей.
Власти называются так потому, что имеют власть над дьяволом, чтобы укрощать власть бесовскую, отражать наводимые ими на людей искушения и не допускать бесов причинять кому-либо вред в такой степени, в какой бы они желали. Власти утверждают добрых подвижников в духовных подвигах и трудах, оберегая их, чтобы они не лишились духовного царствия: борющимся же со страстями и похотями помогают отгонять злые помыслы, наветы вражии и побеждать дьявола.
Реферат опубликован: 28/12/2006