Страница: 4/14
В низшей иерархии также три чина: начала, архангелы и ангелы.
Начала называются так потому, что имеют начальствование над низшими ангелами, направляя их к исполнению божественных повелений. Им поручено так же управление вселенной и охрана всех царств и княжеств, земель и всех народов, племен и языков, ибо каждое царство, племя и народ из небесного чина, называемого началами, имеют особого для себя хранителя и управителя всей своей страны. Затем – служение этого ангельского чина состоит в том, чтобы наставлять людей воздавать каждому начальствующему честь, подобающую его званию. Наконец ангелы этого чина возводят достойных людей на различные почетные должности и наставляют их, чтобы они принимали власть не ради своего прибытка и пользы, не ради любочестия и суетной славы, но ради чести Божией, ради распространения и умножения святой Его силы и ради пользы ближних, служа общим нуждам всех своих подчиненных.
Архангелами называются великие благовестники, благовествующие о великом и преславном. Служение их состоит в том, чтобы открывать пророчества, познание и разумение воли Божией, что получают они от великих чинов и возвещают низшим чинам – ангелам, а через них – людям. Святой ж Григорий Двоеслов говорит, что архангелы укрепляют в людях святую веру, просвещая ум их светом познания Святого Евангелия и открывая таинства благочестивой веры.
Ангелы – в небесной иерархии ниже всех чинов и всех ближе к людям. Они возвещают меньшие тайны и намерения Божии и наставляют людей доброжелательно и праведно жить для Бога. Они приставлены для хранения каждого из нас – верующих: людей добродетельных поддерживают от падения, падших – поднимают, и никогда не оставляют нас, хотя бы мы и согрешили, ибо всегда готовы помогать нам, если только мы сами пожелаем. Но и все высшие небесные чины называются общим именем – ангелами. Хотя они по своему положению и по данной от Бога благодати и имеют разные наименования, однако все вообще называются ангелами, ибо слово «ангел» есть название не существа, но служения, по писанию: «не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение» (Евр.1.14). Служение же их различно и неодинаково, и каждый чин имеет собственное своё служение.
Православная воинствующая церковь, нуждается в помощи ангелов, празднует собор всех девяти чинов ангельских нарочитым молением, как и следует, в восьмой день сего месяца ноября, то есть девятого месяца, ибо все эти девять чинов ангельские соберутся в день страшного суда Господня, который божественными учителями церкви называется днем восьмым, ибо говорят они, по окончании семи тысяч лет, наступит как бы день восьмой: «Когда же придет Сын человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с ним» (Мф. 25,31). «И пошлет ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных от четырех ветров» (Мф. 24, 31), т.е. от востока, запада, севера и юга.
Над всеми девятью небесными чинами ангелов чиноначальником и вождем поставлен Богом святой архистратиг Михаил, как верный служитель Божий. Он во время пагубного впадения в гордость сатаны, его отступления от Бога и ниспадения в бездну, собрав все чины и воинства ангельские, велегласно воскликнул: «Вонмем, станем добре пред Творцом нашим и не будем думать о том, что противно Богу! Вонмем, что потерпели те, которые были созданы вместе с нами и доселе вместе с нами были причастниками божественного свет! Вонмем, как они ради гордости внезапно от света впали во тьму и с высоты низверглись в бездну! Вонмем, как спала с неба восходящая заутра Денница и сокрушилась на земле».
Говоря так ко всему собору ангелов он, стоя впереди, начал с серафимами и херувимами и со всеми небесными чинами славить Пресвятую, Единосущную и Нераздельную Пращу, Единого Бога, согласно воспевая торжественную песнь: «Свят, свят, свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» (Ис. 6. 3).
Такое соединение святых ангелов получило название Собора ангельского, ибо они совокупно и единогласно славят отца, и Сына, и Святого Духа – Святую Троицу, Ему же от нас земных да будет слава во веки. Аминь.
День памяти – 8/21 ноября.
б) Воспоминания чуда святого Михаила в Хонях.
Во Фригийском городе Колоссах, близ города Иераполя, над чудотворным источником стоял храм святого архистратига Михаила. От воды этого источника больные получали много исцелений, даже больше, чем в купальне Силоамской. В ту купальню только однажды в год сходил ангел Господень и возмущал воду, здесь же всегда прибывала благодать чиноначальника ангелов. Там получал воздоровление только тот, кто первый входил в купальню по возмущении воды, а здесь – все приходившие с верой, первый и последние, становились здоровыми. Там были необходимы притворы для пребывания больных, подолгу ожидавших исцеления, так как некоторые только через 38 лет получали здравие, - здесь же в один день или час больной становился здоровым. О происхождении этого источника повествуют так.
Реферат опубликован: 28/12/2006