Бюджетная политика в Республике Беларусь

Страница: 18/19

То, что правительство прибегло к этому приему, говорит о крайне низкой дисциплине налогоплательщиков в сфере частной торговли (работ, услуг). Но верно ли определены причины и методы? Очевидно, что налоговые "новшества" в конечном итоге отразятся на обычном безденежном потребителе и несущественно затронут более обеспеченную часть населения.

Назрела необходимость реформы в сфере налоговых отношений, так как введением дополнительных налогов и сборов на любом уровне (республиканском или местном) проблем не решить. Кроме того, одно из обязательных требований к налоговой системе — постоянство и предсказуемость. В нашем случае этот фактор отсутствует полностью.

Существует ряд проектов Налогового кодекса Беларуси. В их основе — проект нового Налогового кодекса России.

Необходимость создания сопрягаемого налогового законодательства в первую очередь на территории СНГ очевидна. Наши страны переживают во многом схожие экономические трудности и, кроме того, являются традиционными партнерами в сфере производства и торговли.

В подготовке нового налогового кодекса Россия продвинулась несколько дальше Беларуси — там высшие органы власти (Государственная Дума) уже рассматривают проект, а наш парламент его еще не обсуждал. Однако необходимо учитывать ряд объективных факторов. Наиболее очевидные — различия в конституционном устройстве и в базовых ресурсах двух стран. В России существует трехуровневая бюджетная система (государственный, региональные и местные бюджеты), в Беларуси — двухуровневая (государственный и местные). Россия опирается в основном на добывающую промышленность, Беларусь — на сборочные производства и сельское хозяйство. Несоответствие налогово-бюджетной системы страны реальным ресурсам вызывает проблемы с формированием бюджета и не способствует гармоничному развитию собственной экономики. А это неизбежно отражается на благосостоянии граждан.

Ясно, что необходимо принять единые общеправовые нормы и согласовать налоги, пошлины, сборы и процедуры, связанные с функционированием единого таможенного пространства, учитывая интересы обеих стран. Но налоговые системы обоих государств должны быть построены с учетом собственных ресурсов и государственного (конституционного) устройства.

В рамках налогово-бюджетной реформы необходимо предусмотреть:

Ø установление прав, обязанностей и ответственности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников налоговых отношений;

Ø изъятие только законно установленных налогов и сборов;

Ø установление нормы, в соответствии с которой ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные законом;

Ø применение официально опубликованных актов налогового законодательства;

Ø запрещение придания актам налогового законодательства обратной силы;

Ø предоставление налогоплательщику подготовительного периода, необходимого для получения информации о введении (изменении) норм налогового законодательства и ознакомления с их содержанием;

Ø установление приоритета норм налогового законодательства при регулировании налоговых отношений и гарантии судебной защиты налогоплательщика в случае введения нормативного акта, нарушающего принципы налогового законодательства;

Ø введение ответственности налоговых органов и их сотрудников за несоблюдение конфиденциальности информации о налогоплательщиках;

Ø определение механизмов и процедур исполнения налогового обязательства, осуществления налогового контроля;

Ø установление процедуры производства и рассмотрения дела о налоговом нарушении, процедуры обжалования действия или бездействия налоговых органов и их должностных лиц;

Ø введение института представителей налогоплательщика, которые могут взаимодействовать с налоговыми органами от имени и по поручению налогоплательщика;

Ø построение многоуровневой налоговой системы, предполагающей четкое разграничение общегосударственных (республиканских) и местных налогов и сборов с целью расширения постоянной и неизменной налоговой базы местных бюджетов;

Ø создание единой системы местных налогов, построенной на общих принципах и методологии взимания;

Ø реализацию принципа самодостаточности местных бюджетов (не менее 50% в среднем по стране);

Реферат опубликован: 27/07/2009