КНДР

Страница: 13/16

Государство проявляет постоянную заботу сГ расширении жилищного и культурно-бытового строительства. Полностью отменены налоги с населения (с 1 апреля 1974 г.), повышаются заработная плата рабочих и служащих, дохо­ды крестьянства. За годы второй семилетки (1978—1984 гг.) реальные доходы рабочих и служащих возросли в 1,6, крестьян—в 1,4 ра­за. К 1993 г. планируется увеличить эти пока­затели—соответственно в 1,6 и 1,7 раза. В 1987—1993 гг. предусматривается ежегодно возводить до 200 тыс. квартир. В 1964—1980 гг. за счет государства на селе построено около миллиона благоустроенных домов. Ныне плата за квартиру в городе составляет не более 3% всех расходов семьи, на селе вообще отсутст­вует квартплата.

Условия труда и быта регулируются социа­листическим трудовым законодательством, принятым в 1978 г. Оно запрещает труд под­ростков, не достигших 16-летнего возраста, ус­танавливает 8-часовой рабочий день, который в зависимости от тяжести труда может быть сокращен на 1—2 часа. Предусмотрены один выходной день в неделю и оплачиваемый от­пуск от 7 дней до 21 дня. В законодательстве имеется специальная статья, которая утверж­дает социалистический принцип распределения по количеству и качеству труда.

Особо охраняется законом труд женщин, в первую очередь женщины-матери. Продолжительность рабочего дня женщины, имеющей 3 и более детей,—6 часов при оплате 8-часового рабочего дня. В целях повышения трудовой активности женщин местные органы власти и местные государственные учреждения обяза­ны создавать ясли и детские сады, а также ор­ганизовывать для домохозяек надомные про­мысловые кооперативы.

Законодательство гарантирует социальное обеспечение: мужчинам с 60 лет, а женщинам с 55 лет выплачивается пенсия. Выдаются также пособия в случае временной или полной нетрудоспособности, в случае болезни, утраты кормильца, одиноким престарелым людям. В октябре 1985 г. была введена система соци­ального обеспечения кооперированного кресть­янства.

Обучение в КНДР бесплатное, студентам техникумов и вузов выплачиваются стипендии. Государство обеспечивает не только школьников, но и студентов бесплатной формой и учеб­никами (студенты выплачивают лишь 20% стоимости учебников). Большое внимание уде­ляется воспитанию детей в яслях и детских садах.

Несмотря на значительные успехи в повыше­нии уровня материального благосостояния тру­дящихся, все еще продолжают оставаться ак­туальными вопросы наиболее полного и все­стороннего удовлетворения нужд населения в продовольствии и одежде. Государство еще вынуждено осуществлять нормированное снаб­жение населения основными продуктами пита­ния и некоторыми товарами широкого потреб­ления по низким ценам, используя систему го­сударственных дотаций. Есть еще нерешенные проблемы в области жилищного строительст­ва, приводящие к нехватке благоустроенного жилья в отдельных городах и районах страны. Нуждается в совершенствовании система го­родского транспорта, коммунального хозяй­ства.

Народное образование.

Японские колонизаторы проводили в Корее политику, направленную на ограничение обра­зования. В наиболее неблагоприятном поло­жении находилась северная часть страны. В 1945 г. здесь насчитывалось 2,3 млн. неграмотных.

Созданные после освобождения органы на­родной власти направили усилия на ликвида­цию неграмотности, повышение уровня общего и профессионального образования населения. К марту 1949 г. неграмотность в Северной Ко­рее в основном была ликвидирована.:

Большую помощь в области народного об­разования КНДР оказал Советский Союз. В республике работало большое число совет­ских специалистов. За основу обучения бра­лись советские учебные планы, использовались советские программы и учебники.

Система народного образования последова­тельно развивается. В 1956 г. в КНДР было введено всеобщее обязательное начальное об­разование, а в 1958 г.—впервые в Азии—все­общее обязательное 7-летнее обучение. В 1967 г. было введено всеобщее обязательное 9-летнее образование, в 1975 г.—всеобщее обязатель­ное 11-летнее обучение, включающее одного­дичное дошкольное и 10-летнее школьное образование и сочетающее общее среднее обра­зование с техническим. Ныне действуют свыше 10 тыс. школ.

.Система высшего образования включает по­вышенные техникумы или учительские инсти­туты с двухгодичным сроком обучения, вузы, втузы. С 1946 г. в Пхеньяне функционирует Государственный университет им. Ким Ир Се­на. В 1987 г. в стране насчиты­валось 245 вузов и около 600 средних специ­альных учебных заведений. В школах, техни­кумах и вузах страны обучается свыше 8 млн. чел. В народном хозяйстве трудятся более

Реферат опубликован: 18/03/2009