Страница: 13/24
Придавая первостепенное значение развитию отношений с крупными капиталистическими державами, Япония отдаёт приоритет своим контактам и связям с США. Япония дала согласие на использование США её научно - технического и интеллектуального потенциала для создания новых космических видов оружия.
Став одним из трёх центров современного капиталистического мира, Япония придаёт важное значение обеспечению его политической и экономической стабильности, добиваясь с этой целью расширения и укрепления разносторонних связей с США и ведущими странам Западной Европы, координации деятельности с ними на международной арене. В тоже время Япония стремится в полной мере использовать в своих интересах противоречия между США и государствами Западной Европы, учитывать изменения в их отношениях с третьими странами, обращать себе на пользу относительное ослабление позиций своих конкурентов в развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америки.
Немаловажное значение для определения ориентиров внешней политики имеет географический фактор. Как единственная развитая капиталистическая держава, расположенная в Азии, в непосредственной близости от менее развитых капиталистических стран, Япония рассматривает азиатско - тихоокеанский регион, как сферу своего преобладающего влияния.
Центральным звеном экономического сотрудничества на частном уровне являются зарубежные капиталовложения частные инвестиции в развивающихся странах вкладываются, в основном, в торговлю и кредитно - финансовую сферу. Прямые частные инвестиции играют всё более активную роль в научно - техническом и торговом обмене.
Научно - технического сотрудничества Японии с молодыми государствами осуществляется по следующим направлениям:
Передача технологии и управленческого опыта.
Совместные научные исследования и разработки.
Подготовка высококвалифицированных национальных кадров.
На процесс формирования внешней политики Японии сильное воздействие оказывает и ряд факторов внутриполитического порядка. Сконцентрировав в своих руках контроль над экономикой, монополии, тем не менее, не в силах полностью подчинить своему влиянию политическую жизнь страны. При разработке внешнеполитических акций, правительство не может руководствоваться исключительно интересами монополитического капитала, оно должно принимать во внимание настроения и требования широких масс населения, учитывать влияния, которые могут оказать на внутриполитическую обстановку те или иные шаги на мировой арене.
Советско-японские отношения после 2-й мировой войны развивались неровно. По ряду причин СССР не подписал Сан-Францисский мирный договор, и отношения между двумя странами были восстановлены лишь в октябре 1956 г. с подписанием Совместной Декларации СССР и Японии. В последующем были заключены торговый договор, а также целый ряд соглашений о сотрудничестве в практических областях. Вместе с тем Токио длительное время придерживался так называемого принципа «неразделения политики и экономики», в соответствии с которым развитие экономического сотрудничества ставилось в зависимость от прогресса в решении «территориальной проблемы», связанной с притязаниями Японии на острова южной части Курильской гряды.
После распада СССР Россия в качестве государства-правопреемника унаследовала как накопленный позитив, так и негатив двусторонних отношений. Принцип «неразделения политики и экономики» Японией был пересмотрен и трансформировался в более рациональный и реалистичный принцип «сбалансированного, многослойного расширения отношений».
В октябре 1993 г. состоялся первый официальный визит в Японию Президента России, по итогам которого были подписаны Токийская декларация о российско-японских отношениях, Декларация о перспективах торгово-экономических и научно-технических отношений, а также ряд соглашений и других совместных документов, в том числе о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях, о предотвращении инцидентов на море.
Достигнута договоренность продолжать переговоры с целью заключения мирного договора и решения вопроса о принадлежности островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи.
Важный политический импульс развитию отношений между двумя странами придали состоявшиеся в последнее время встречи высших руководителей Российской Федерации и Японии, включая неформальные российско-японские встречи на высшем уровне в Красноярске в ноябре 1997 г. и Каване (Япония) в апреле 1998 г. Руководители двух стран утвердили новые принципы отношений: взаимная выгода, тесное сотрудничество, доверие и долгосрочная перспектива.
Реферат опубликован: 7/02/2010