Страница: 2/38
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
1.1. Законодательно-нормативная база, используемая при составлении отчета о финнсовых результатах
В последние годы в бухгалтерском учете происходят серьезные преобразования, вызванные, во-первых, изменением экономической среды деятельности организации, во-вторых, проникновением на отечественный рынок опыта работы иностранных предприятий.
В связи с этим под влиянием возникающих взаимоотношений с субъектами мирового, рынка происходит переход от жесткой регламентации объемов производства, фондов и выделяемых ресурсов на развитие и поощрение к деятельности, где все определяется спросом и предложением. Серьезные изменения претерпевает нормативно правовая база, регламентирующая ведение и организацию бухгалтерского учета. Она освобождается от жесткой регламентации и имеет ориентацию к предоставлению большей свободы выбора из имеющегося арсенала методов и способов учета. При этом возникает проблема необходимости оптимального соотношения между интересами хозяйствующего субъекта, внешних пользователей учетной информацией и государства [8, стр. 8].
Новая система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России закреплена в Федеральном Законе “О бухгалтерском учете” и представляет собой многоуровневую систему. К нормативным документам первого уровня относятся Федеральные Законы, Указы президента РФ,, постановления Правительства. Второй уровень составляют положения по бухгалтерскому учету. Все остальные нормативные акты и методические указания образуют систему третьего уровня. Отдельный четвертый уровень составляют документы, формирующие учетную политику организации. Схематично распределение нормативных документов по уровням представлено на рисунке 1.
I УРОВЕНЬ
ЗАКОНЫ УКАЗЫ ПРЕЗИДЕНТА
II УРОВЕНЬ
ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ
ПБУ ПБУ ПБУ ПБУ ПБУ ПБУ ПБУ ПБУ ПБУ ПБУ
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
III УРОВЕНЬ
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ОТРАСЛЕЙ
НОРМАТИВНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ИНСТРУКЦИИ
АКТЫ УКАЗАНИЯ
IV УРОВЕНЬ
ЮРИДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ
УСТАВ ПОЛОЖЕНИЯ УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА
Рис. 1 Распределение нормативных документов по уровням издания.
Основными целями законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете являются: обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями; составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении [6, ст. 3].
Рассмотрим основные нормативные документы, которые оказывают непосредственное влияние на методологию формирования финансового результата. Важно место в документах первого уровня занимает федеральные законы от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ “О бухгалтерском учете” и от 27 декабря 1991 года № 2116-1 “О налоге на прибыль предприятий и организаций”. В нем конкретно указываются плательщики налога на прибыль, которыми являются предприятия и организации, являющиеся юридическими лицами включая кредитные, страховые организации, а также созданные на территории РФ предприятия и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность [7, ст. 1, п. 1]. Закон определяет объект налогообложения и порядок исчисления облагаемой прибыли, понятие валовой прибыли, как суммы прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов (включая земельные участки), иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. В пункте 6 статьи 2 содержится перечисление доходов (расходов), относящихся к внереализационным. В Законе оговариваются льготы по налогу на прибыль, порядок исчисления и сроки уплаты налога, а также порядок налогообложения отдельных видов доходов предприятий.
Необходимо выделить Указ Президента РФ № 685 от 08.05.1996г “Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины (в редакции Указов Президента РФ № 283 от 03.04.97г , № 776 от 24.07.97г). В данном Указе сформулированы направления государственной политики в области налоговой реформы. Указ устанавливает, что с 1 января 1998 года плательщики налога на прибыль относят на себестоимость в полном объеме все расходы, включая внереализационные, связанные с извлечением дохода. Важным моментом данного Указа является пункт 7, согласно которому предприятия и организации, за исключением субъектов малого предпринимательства, обязаны с 01.01.1998 года применять в системе бухгалтерского учета и отчетности метод начисления, при котором исчисление выручки от реализации продукции (работ, услуг) производится соответственно с ранее наступившей даты: получения предоплаты (аванса); отгрузки продукции, выполнения работ или оказания услуг. Субъекты малого предпринимательства, при исчислении выручки от реализации продукции (работ, услуг) могут выбирать между указанным выше методом начисления и кассовым методом, при котором исчисление выручки производится с момента поступления им денег за реализованную продукцию (работы, услуги) [5,п 7].
Реферат опубликован: 8/03/2006