Страница: 6/38
С 1 января 1999 года вступило в силу новое Положение по бухгалтерскому учету “Условные факты хозяйственной деятельности” (ПБУ8/98) , утвержденное приказом Минфина № 57н от 25 ноября 1998г.
Данное положение было разработано Минфином России на основании Плана мероприятий по реализации программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами. Условный факт, представляет собой факт хозяйственной деятельности, происшедший в отчетном периоде, последствия которого могут возникнуть (или не возникнуть) только в будущем. С принятием ПБУ 8/98 все существенные условные факты хозяйственной деятельности, без учета которых нельзя достоверно оценить результаты деятельности организации и ее финансовое положение, должны отражаться в бухгалтерской отчетности за отчетный период .
К условным фактам можно отнести: разногласия с налоговыми органами по поводу уплаты налогов в бюджет, не разрешенные на отчетную дату, гарантии и другие виды обеспечения обязательств, выданные организацией в пользу третьих лиц, сроки исполнения по которым еще не наступили, учтенные (дисконтированные) векселя, срок погашения которых до даты подписания бухгалтерской отчетности не наступил, гарантийные обязательства организации в отношении реализованной в отчетном периоде продукции, товаров, выполненных работ, оказанных услуг и т.п.
Последствиями условного факта могут быть условное обязательство, условный убыток, условная прибыль и условный актив.
Если в конце года по итогам работы предприятие получило убыток, то согласно Закону РФ № 2116-1 от 27 декабря 1991 года “О налоге на прибыль предприятий и организаций” (в редакции последующих изменений и дополнений), он может быть покрыт за счет уменьшения налогооблагаемой прибыли в течение последующих пяти лет, с условием того, что предприятие полностью использовало на его покрытие средства резервного и других аналогичных по назначению фондов, создание которых предусмотрено законодательством. Начиная с 21 января 1997 года (с момента вступления в силу Федерального закона № 13-ФЗ от 10 января 1997г “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций”) при предоставлении данной льготы принимается только убыток от реализации продукции (работ, услуг), а не весь убыток годового отчета [7, стр. 25].
При применении данной льготы следует учесть, что отдельные виды налоговых льгот (в общей сумме) не могут уменьшать фактическую сумму налога на прибыль, исчисленную без учета льгот, более чем на 50 процентов.
С 1 января 2000 года вступили в действие подготовленные в рамках выполнения Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной Правительством Российской Федерации 06.03.98г. №283, три важнейших положения по бухгалтерскому учету:
“Бухгалтерская отчетность организации” ПБУ 4/99, пр.Минфина РФ от 06.07.99. №43н.
”Доходы организации” ПБУ 9/99 пр.Минфина РФ от 06.05.99. №32н (ред.30.12.99г.).
“Расходы организации” ПБУ 10/99. пр.Минфина РФ от 06.05.99. №33н (ред.30.12.99г.).
Если положение по бухгалтерской отчетности организации ПБУ 4/99 является развитием ранее действовавшего документа по формированию отчетной бухгалтерской информации, то положения ПБУ9/99 и ПБУ10/99 стали совершенно новыми документами для нормального регулирования бухгалтерского учета в РФ и регламентирующими кардинальные понятия бухгалтерского учета и отчетности -доходы и расходы организации.
Внесенные изменения вытекают из требований международных стандартов финансовой отчетности, в частности принципов подготовки и составления финансовой отчетности и Международными стандартами финансовой отчетности(МСФО)
Изменения в первую очередь относятся к уточнению общих требований бухгалтерской отчетности, введенных ПБУ4/96, и официальному изложению одного требования - нейтральности. Раскрыты в новом Положении четыре формата форм бухгалтерской отчетности вместо двух в ранее действовавшем (Бухгалтерский баланс, Отчет о прибылях и убытках, Отчет о движенииденежных средств и Отчет об изменениях капитала), а также расширен перечень дополнительных данных, которые должны раскрываться в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках. Наряду с привычными показателями в годовой бухгалтерской отчетности должны появиться данные о прекращенных операциях, об афилированных лицах, о прибыли, приходящейся на одну акцию, и др. При составлении информации о финансовом положении предприятия в большей степени упор должен делаться на пояснительную записку, а не на отчетные таблицы, имея в виду, что в западной практике обычный бухгалтерский отчет крупного акционерного общества содержит детализированную информациею более чем на 60 страницах.
Одним из аспектов применения приведенных документов является формирование так называемых типовых форм в рамках группы взаимосвязанных организаций. В соответствии с Методическими рекомендациями по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности, утвержденными приказом Минфина России от 30.12.96г. №112, объем и порядок, включая сроки, представлениябухгалтерской отчетности дочерних и зависимых обществ головной организации (в том числе дополнительной информации, необходимой для составления сводной бухгалтерской отчетности) устанавливает головная организация. Кроме того , при составлении сводной бухгалтерской отчетности используется единая учетнаяполитика в отношении аналогичных статей имущества и обязательств, доходов и расходов бухгалтерской отчетности головной организации и дочериных обществ. Соблюдение приведенных и других правил составления сводной бухгалтерской отчетности вызывает необходимость разработки головной организацией единых для входящих в группу организаций форм бухгалтерской отчетности, т.е.в какой-то мере типовых для группы форм. Это относится и к унитарным предприятиям, находящимся в подведомственном подчинении.
Реферат опубликован: 8/03/2006