Страница: 10/62
Идеологической работе с народом страна в значительной степени обязана построением в кратчайший срок экономики, отражением агрессии фашистской Германии, многочисленных агрессивных действий Японии (Хасан, Халхин-Гол).
Примерами массового сознательного героизма народа, проявляемого при защите Родины из чисто патриотических побуждений (не по принуждению, бесконтрольно со стороны властей), являются партизанское движение, действия подпольных организаций на временно оккупированной врагом территории, участие в обороне своих городов жителей Ленинграда, Сталинграда, Москвы, Севастополя, Одессы. Множество таких примеров было и в действующей армии. Достаточно указать на свыше шестисот случаев тарана вражеских самолетов советскими летчиками[12], свыше двухсот случаев, когда люди закрывали своим телом амбразуры огневых точек противника, чтобы спасти товарищей и обеспечить успех боя.
Большим недостатком в идеологической работе 30 - 50-х г., который неминуемо проявляет себя в любом обществе, была нетерпимость, преследование инакомыслящих, произвол, силовые приемы. Страна при этом потеряла много талантливых деятелей искусства: писателей, художников, музыкантов и их произведений. Сейчас много и справедливо возмущаются уничтожением храмов, икон, других исторических и культурных памятников[13].
Все 20 - 50-е годы основная масса народа жила скудно, испытывая многие лишения. Такая большая часть народа как крестьянство была существенно ограничена в гражданских правах (отсутствие паспортов, трудность покинуть колхоз, кроме случаев вербовки на народнохозяйственные стройки весьма, впрочем, частых)[14]. Однако народ верил в партию и правительство, правильность его руководства. И дело здесь не только в хорошо поставленной идеологической работе, в насаждении культа личности. Причина в другом: народ видел успехи экономики и политики страны и верил, что это приведет к улучшению его жизни. Тем более, что планомерно предпринимались эффективные действия в этом направлении. Так, в 30 - 50-е годы советская система здравоохранения и народного образования считались лучшими в мире[[12]], отставая до революции от развитых стран по продолжительности жизни населения на 15-18 лет, СССР к 50-м годам сумел догнать их; относительные расходы СССР на высшую школу в 30 - 50-е годы в 1, 5 раза превосходили расходы США[15]; уже в 30-е годы страна добилась всеобщей грамотности; к началу 50-х годов страна уверенно держала 3-е место в рейтинге по интеллекту и по праву считалась самой читающей страной мира; быстро развивались ранее отсталые нации и народности (см. выше); в конце 40-х - начале 50-х годов стало практикой систематическое снижение цен[16]. В результате вера народа в свое руководство не была поколеблена самыми суровыми испытаниями.
В стране уже давно (безотносительно к проблемам, рожденным революцией) назрела необходимость в реформе сельского хозяйства. Причина - низкая производительность труда, необходимость ее повышения. Для этого требовалось внедрять в сельскохозяйственное производство технику, минеральные удобрения, рациональный севооборот. Однако, это делало необходимым решение вопроса о рациональной организации сельскохозяйственного производства, о форме собственности на землю. После революции, в связи с задачей ускоренной индустриализации страны, при планировании реформы в сельском хозяйстве требовалось учесть условие: в задаваемые (крайне малые) сроки снабжать промышленность страны миллионами рабочих рук, обеспечить создание массовой системы школьного и вузовского образования.
Альтернативными путями реформы были:
1) Сохранить прежнюю систему мелкого землевладения крестьян (фермерство). Но такие крестьяне не могли купить и содержать технику, использовать минеральные удобрения, организовать научно обоснованный севооборот, обеспечить индустрию рабочей силой.
2) Восстановить (создать) крупное землевладение. На пути создания крупных сельскохозяйственных производств, впервые стали Англия и США. В Англии руками мелких землевладельцев и ремесленников была совершена буржуазная революция (XVIII в.). После этого мелкие землевладельцы были планомерно разорены и превращены в бродяг. Бродяг отлавливали и как скот отвозили на заморские плантации, где они и гибли. Зато из мелких земельных участков образовывались рентабельные крупные хозяйства.
В США для подобных целей были физически истреблены владельцы земли - индейцы и созданы крупные хозяйства, плантации. Затем в Африке отлавливали, как диких животных, негров и привозили их на плантации в качестве рабочего скота.
В результате на крови и костях этих людей, а также населения колоний, обе страны осуществили экономический рывок. Для нашей страны этот путь «цивилизованных» государств был не приемлем: для русского народа в целом - по этическим и нравственным соображениям, для коммунистов, кроме того, по той причине, что этот путь требовал много времени, а его не было; приводил к непредсказуемым результатам (сколько крестьян и когда разорит помещик, какая и сколь долго будет существовать безработица); наконец он противоречил идеологическим установкам и целям партии.
Реферат опубликован: 5/03/2007