Страница: 11/62
3) Внедрение кооперации. Идея кооперации: крестьяне-частники, владея наделами земли, скотом и т.д., сообща покупают и используют технику. От этого пути отказались, так как даже крупные кооперации не смогли бы купить и содержать технику, использовать минеральные удобрения, организовывать рациональный севооборот; не могло быть решено и условие - плановое обеспечение народного хозяйства миллионами рабочих рук.
4) Коллективизация. При этом крестьяне сдают свои земельные участки, рабочий скот, часть другого скота в коллективное пользование - колхоз. Результаты деятельности колхоза распределяются между его членами соответственно вложенному ими труду. Создается сеть машинно-тракторных станций (МТС), техника которых за определенную плату обслуживает сразу несколько колхозов (достигается возможность и рентабельность использования техники). При этом высвобождается необходимое число людей для промышленности, процесс перераспределения людей между областями народного хозяйства становится достаточно управляемым, исключается безработица.
Этот теоретически привлекательный план имел и недостатки, которые обернулись для народа бедствиями, зачастую голодом и нищетой. Прежде всего, такая форма хозяйства была психологически непривычна для веками воспитанных частников. Отсутствовали квалифицированные организаторы, способные на различных уровнях эффективно руководить такой формой производства, организацией колхозов, их жизни (см. М.С. Шолохов «Поднятая целина»). В условиях дефицита времени для преодоления производственных трудностей, а, главное, противодействия крестьян, чаще всего использовались командные силовые методы (например, широкомасштабное «раскулачивание»). Сторонники упомянутой выше второй версии борьбы группировок Сталина и Троцкого утверждают, что многие трудности были организованы и использовались сторонниками группировки Троцкого.
Тем не менее, план коллективизации был внедрен в жизнь. Теперь представляется безусловным, что это обеспечило экономический рывок страны в невиданно короткий срок (за десять лет - вместо веков в Англии и США) и в тяжелейших условиях экономической блокады, позволило выстоять во время Великой Отечественной войны.
Изучение условий функционирования народного хозяйства страны в 20 - 50-х годах приводит к выводу: его поразительные успехи могли быть достигнуты только благодаря расцвету отечественной науки. В большинстве важнейших позиций советская наука занимала лидирующее положение в мировой науке. Научная работа органически включалась в жизнь страны, научные результаты оперативно внедрялись в практику.
Не соответствуют действительности выдвинутые в настоящее время многими средствами массовой информации обвинения нашего руководства 30 - 50-х годов в личном невежестве, в пренебрежении наукой. Типичным для руководства той поры было стремление к научному обоснованию планов, к обеспечению рывков в народном хозяйстве, в других областях за счет научных достижений. Поэтому руководство не жалело средств для расширения академии наук, создания обширной сети научно-исследовательских институтов. Полезно привести следующие примеры.
По заданию правительства академиком А.Н. Колмогоровым[17] в 1943 г. была разработана методика для оценки эффективности артиллерийских систем. В результате использования этой методики, например, при очередной модернизации танка Т-34 он был вооружен пушкой калибра 85 мм. Танк Т-34-85 блестяще зарекомендовал себя на последнем этапе войны. Работа А.Н. Колмогорова до сих пор являются основополагающей в принципах оценки эффективности любых систем.
В 30-х годах рывок в области авиастроения был достигнут теоретическими трудами Л. Бартини[18]: советская авиация первой преодолела рубеж скорости 400 км/час. В 50-х годах Л. Бартини разработал методику творческой деятельности в области конструкторских работ («Методика И - и»). При использовании этой методики творческие возможности человека расширялись за счет комплексного использования закона о единстве и борьбе противоположностей в сочетании с математическим моделированием[[13]].
Благодаря трудам советских ученых, начатых в 20 - 40-х годах, страна получила атомное оружие, атомную энергетику, ракетную технику, первой вышла в космос. При этом именно ученые (Курчатов, Королев и др.) возглавили соответствующие проекты-структуры.
Творцами в области науки были и многие руководители - практики. Выдающийся советский полководец Г.К. Жуков и воспитанная им школа советских полководцев добились блестящих побед, в том числе, благодаря тому, что они опередили генералитет противника и других стран мира в разработке и использовании методов системного подхода[19] при управлении войсками. В частности, при планировании операций они методологически целенаправленно использовали все инструменты познания закономерностей вооруженной борьбы и объективного обоснования планов: качественный анализ (логику), результаты накопленного опыта, натурное моделирование (военные игры), математическое моделирование (оперативно-тактические расчеты).
Реферат опубликован: 5/03/2007