Страница: 9/62
Формирование системы предусматривало, во-первых, создание условий, делавших возможным как ее формирование, так и эффективное функционирование; во-вторых, создание системы управления всеми сферами жизни государства и, в первую, очередь, экономикой.
Цели и объем настоящего исследования позволяют рассмотреть только решение ключевых вопросов, делавшие возможным как формирование системы, так и ее эффективное функционирование: решение национального вопроса, идеологическая работа в стране, реформа сельскохозяйственного производства, организация науки, а также создание системы централизованного управления экономикой страны. Все остальные стороны жизни страны (структура промышленного производства и экономики в целом, государственное устройство, армия, правоохранительные органы, система образования и т.д.) прагматично и последовательно были подчинены цели экономического рывка, достижения независимости государства.
Хорошо продуманная и успешно проведенная национальная политика явилась важным элементом процесса строительства нового государства. В жестокой борьбе, преодолевая сопротивление, было покончено с монопольным засильем каких-то отдельных национальных групп, кланов в ключевых областях жизни страны[[11]]. В 30-е годы, впервые после 1917 года, на высокие государственные, хозяйственные и партийные посты (а, благодаря этому, также в науку, искусство и т.д.) пришли и представители основных национальностей страны, в том числе, русские, украинцы, белорусы, узбеки и др. и, что важно, представители ранее отсталых народов. Несмотря на крайне тяжелое положение страны, руководство дальновидно, в ущерб сиюминутным интересам, централизованно выделяло средства для развития наций, национальностей, народностей. Все эти меры окупились. Возросла сплоченность народов; руководство страны получило мощную социальную опору в лице основных масс многих десятков национальностей страны; экономика страны развивалась в рамках единого экономического пространства; страна получила возможность черпать таланты из мощного многонационального источника на принципах учета морально-деловых качеств людей; многонациональные Вооруженные силы были сплоченными и едиными.
Вот один из типичных примеров - Мордовская АССР. Ее народ, давший название республике, обрел письменность только при советской власти с помощью русских ученых. Уже в 30-е годы в республике появились поэты и писатели, творившие на мордовском языке (языке эрьзя и мокша). Было организовано мордовское отделение союза писателей СССР (1937г.), созданы и активно функционировали мордовский государственный драматический театр (1932г.), театр оперы и балета (1937г.), сотни школ, высшие учебные заведения[9]. Певец мордовского театра оперы и балета И. М.Якушев (заслуженный артист РСФСР) получил общесоюзное признание, пел в Москве в Большом театре; мировую известность приобрел скульптор Эрьзя (Нефедов) С.А. (1876 - 1959г.); мордвин Пуркаев М.А. (1854 - 1953г.) стал генералом армии, был нашим военным атташе в Германии, командовал фронтом, военным округом; Данилов Б.П. (1918 - 1970г.) стал видным организатором здравоохранения страны, первым заместителем министра здравоохранения СССР и т.д. Таких примеров - тысячи и по всем народам. Руководящей силой этих преобразований была ВКП(б), а основным (не единственным, конечно) исполнителем - русский народ. Поэтому строки гимна СССР - «Союз нерушимый республик свободных сплотила навеки великая Русь» - были в то время святой правдой[10].
Умелая идеологическая работа способствовала дальнейшему развитию врожденного веками патриотизма народа, особенно среди молодежи.
Теория и практика идеологической работы партии и государства 30 - 50-х годов заслуживает специального исследования. В рамках данной работы можно отметить только главное: эта работа была наступательной, активной, изобретательной, составляла единое целое со всеми планами хозяйственного, культурного, военного строительства. Большое внимание в этой работе уделялось молодежи. При этом учитывалось, что социально активная часть молодежи не может жить без масштабных высоконравственных целей; что молодежь может стать социально активной, патриотически настроенной, если будет добиваться своих личных целей в рамках понятных ей масштабных государственных целей. Такие цели формулировались, работа по их достижению тщательно организовывалась, успехи при достижении цели, преодолении трудностей, стимулировались материально и морально. Примеров можно привести много, рассмотрим один. В начале 30-х годов был выдвинут лозунг: «Молодежь - в авиацию». Он был вызван очевидной необходимостью: создать в стране эту отрасль обороны и народного хозяйства. Была создана сеть аэроклубов, авиационных училищ, сформированы авиационные части, структуры гражданской авиации. Организации ВЛКСМ проводили индивидуальную работу с молодежью. Призыв к молодежи подкреплялся материально и морально. Например, первыми Героями Советского Союза стали не функционеры высоких постов, достигшие юбилейного возраста, а молодые парни, которые откликнулись на призыв руководства страны, стали высокопрофессиональными авиаторами и спасли челюскинцев. И далее высокие боевые и трудовые награды, а также связанные с этим привилегии и почет получала, главным образом, молодежь. Поэтому ее значительная часть чувствовала сопричастность с важными государственными делами[11].
Реферат опубликован: 5/03/2007