Страница: 14/19
Любая попытка совершенствования белорусской модели не может дать положительного эффекта, никакие частные меры в принципе не могут ничего изменить. Нельзя стимулировать рубль в отрыве от реального сектора экономики, отрицательной процентной ставки. Приоритетные сферы -- жилье, сельское хозяйство -- также невозможно финансировать. Экспорту нужны инвестиции. Внутренних нет, внешние пойдут только туда, где есть стабильность. Жесткая денежно-кредитная политика не дает эффекта без институциональных преобразований. Подтверждение того -- Россия. А чтобы действительно заработали социальные амортизаторы, надо немедленно снимать ограничения на развитие малого и среднего бизнеса.
Прогресс в экономике и жизни людей происходит только благодаря индивидуальной человеческой инициативе. То правительство, которое не мешает индивидуалам проявлять инициативу и работать на собственное обогащение, способствует повышению благосостояния всех членов общества.
Главная задача для Беларуси -- обеспечение стабильности законодательства: налогового, в валютном регулировании. Сейчас налоговые правила меняются очень быстро. К тому же люди, выполнение этих правил контролирующие, трактуют их по-разному. Также по-разному оценивают и исполняют одни и те же законодательные акты различные представители госорганов. Законодательство должно быть единым для всех и понятным. В его толковании как раз не должно быть разночтений.
Надо менять модель развития. В белорусской модели экономического развития надо искать ответ на вопрос Президента: почему ВВП в стране растет, а уровень жизни падает.
Декларируемые цели долговременного стабильного роста, социальной защиты населения, развития высокотехнологичных производств и создания условий для привлечения инвестиционных ресурсов достигаются при помощи политики "дешевых денег". Причем не всем, а лишь приоритетным отраслям. Государство стимулирует спрос, обеспечивая дешевый кредит.
Результат: сельское хозяйство убыточно, несмотря на 22 трлн. руб., вложенных в него в 1998 году. Рентабельность строительства минимальна. Экспортеры из сферы машиностроения, электроники и бытовой техники выживают благодаря тому, что государство прощает им старые долги, обеспечивает конвертацию по льготному курсу, дает налоговые льготы и кредиты под половину или четверть ставки рефинансирования, которая сама по себе отрицательна. О том, насколько социальна выбранная модель, свидетельствует тот факт, что сегодня белорус должен работать на 7--10 лет больше, чтобы купить то же самое, что поляк.
Все попытки вытянуть экономику за уши при помощи искусственных локомотивов приводят к плачевным последствиям. Деньги налогоплательщиков уходят в песок, новые перспективные рабочие места не создаются, рост ВВП совсем не означает повышения уровня благосостояния населения. Страна уже второй год не может выйти на положительную ставку процента. Нет ни одного инструмента сбережения средств. Инфляция съедает сбережения граждан, оборотные средства предприятий, зарплаты бюджетников.
Ни правительство, ни ученые-экономисты, ни директора не имеют достоверной информации в виде реальных цен. Невозможен полноценный экономический рост в стране условных единиц.
Второй крупный недостаток белорусской системы -- централизация принятия экономических решений. Коллективно рожденные, они приводят к коллективной безответственности, к невозможности возмещения убытков от провальных проектов.
А в это время соседние страны в полной мере используют ситуацию в свою пользу. Прибалтика стала финансово-банковским центром. Польша создала мебельное производство с торговым оборотом в 1,9 млрд. USD в год, заработала репутацию ведущей автомобильной державы Европы (до 800 тыс. автомобилей в год) и картофельной республики. Венгрия завалила континент зерном, вместе с Чехией перехватила выгодные контракты в сфере машиностроения. Эстонские и латвийские автотягачи обслуживают транспортные потоки с Запада на Россию и Украину. Мясные, колбасные и тушеночные потоки небелорусского происхождения кормят российские и украинские регионы. Венгры, чехи, поляки, прибалты создали индустрию туризма, отдыха и развлечений. Бюджеты их стран получают налоги. А что получает Беларусь? Если кардинально не поменять основные параметры экономической политики и не пересмотреть целевую модель, то о наших товарах вскоре даже на внутреннем рынке начнут забывать.
Реферат опубликован: 27/07/2009