Бюджетная политика в Республике Беларусь

Страница: 2/19

Надо сказать, что в белорусской экономической практике отсутствует как критическая проблема сбора налогов, что имеет место в России. По этой причине уже в первом квартале 1999 года страна имеет профицитный бюджет. Это, кстати, не прогнозировалось правительством. Свыше 10 триллионов рублей превышения доходов над расходами в значительной степени являются следствием инфляции, что нельзя считать позитивным явлением в нашей фискальной политике.

Доходы

Особое значение имеет характеристика доходов бюджета. В структуре поступлений самым весомым является налог на добавленную стоимость. Акцизы и налог на прибыль примерно равны (каждый составлял примерно 20 трлн.). Существенную часть составляют доходы от внешней торговли и внешнеэкономических операций (15,2 трлн.) При высокой степени этатизации, однако, государственное предпринимательство увеличило доходы бюджета всего на 1,12 трлн.

Белорусское государство отличается высоким уровнем штрафных санкций, которые составили 2,5 триллиона рублей. Едва ли можно считать это заслугой в деле формирования нормальной рыночной среды и соответствующих "правил игры". Зарегулированность экономической жизни просматривается и в наличии больших изъятий в форме административных сборов и платежей (1,5 трлн.). Что касается поступлений в государственные целевые бюджетные фонды, то они являются значительной нагрузкой для белорусских налогоплательщиков, так как в их пользу было изъято 18,7 трлн. рублей. Сама структура поступлений не соответствует реальному значению каждого фонда. Весьма трудно признать достаточными поступления в фонд "Энергосбережения" сумм в два раза ниже расчетных. С другой стороны, 45 миллиардов рублей явно мало для осуществления стратегически важной для республики задачи создания более эффективных систем расходования энергоресурсов.

Нельзя считать эффективными и действия по реализации собственности и части государственного акционерного капитала, которые увеличили доходную часть бюджета всего на 57 млрд. рублей. По параметрам утвержденного бюджета предполагалось, что эти поступления должны были составить 500 млрд. рублей. Страна пока еще не может найти нужную формулу передачи государственной собственности более эффективному инвестору.

Расходы

Интересна и ситуация в сфере расходования бюджетных средств. На этот счет белорусская практика в прошлом году демонстрировала следующие специфические особенности. Во-первых, самые затратные части бюджета - это "ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий" (13 трлн.) и "прочие расходы" (27,6 трлн. рублей). Неровность бюджетной политики заметна и в том, что финансовая помощь бюджетам других уровней предполагает нацеленность на "пожарные" методы фискальной политики и наличие значительного субъективизма в использовании налогов. Эта ситуация явно повышает "значительность" и "многозначительность" исполнительной власти, делает практически бесконтрольным использование государственных денег. Кто и как решает, в пользу кого перераспределяются деньги для помощи другим бюджетам. В нормальном обществе такие процессы были бы минимизированы. У нас же получается, что самые большие объемы средств используются явно вне эффективного парламентского контроля. Исполнительная власть доминирует в этой сфере и борьба должна идти за пересмотр данной позиции.

Кстати, по выполнению бюджетной статьи "Резервный фонд Президента" нет данных, что явно не соответствует реальной экономической составляющей президентской практики по поддержанию тех или иных проектов, регионов, программ и мероприятий. Едва ли это можно считать нормальным сегодня, а тем более в среднесрочной перспективе.

При характеристике затрат белорусского руководства на предотвращение угроз национальной и внутренней безопасности особое внимание следует уделить расходам силовых структур. В соответствие с утвержденным бюджетом на национальную оборону (внешние угрозы) общие расходы планировалось осуществить на общую сумму в 6,09 триллионов рублей. С учетом уточнения бюджетных расходов эта сумма составила 7,49 трлн. Затраты на предотвращение внутренних угроз по итогам года были в сумме 10,85 трлн. Понятно, что правоохранительная деятельность, прокуратура, таможня и другие институты важны для всей государственной политики, но финансирование этой части расходов можно считать завышенным в соответствие с оценкой реальной ситуации в геополитическом пространстве, изменениями в мировом порядке. Более того, расширение НАТО и приближение его к границам Беларуси должно изменить наше отношение к потенциальным и реальным внешним угрозам.

Реферат опубликован: 27/07/2009