Страница: 4/19
Бюджет 1999 года пришлось выполнять в условиях ограниченных финансовых возможностей, недостаточности иностранных инвестиций, на фоне серьезных внешних финансовых кризисов, неблагополучной в течение последних двух лет ситуации в сельском хозяйстве.
Итог - консолидированный бюджет страны выполнен как по доходам, так и по расходам в объеме более одного квадриллиона рублей. Дефицит его ниже планировавшихся 1,7 процента от ВВП.
Исполнение бюджета: при высоком уровне инфляции темпы роста расходов значительно превышали темпы роста доходов. Полностью обеспечено выполнение всех социальных программ, выплата зарплат, пенсий, пособий. Более того, были изысканы ресурсы для погашения более половины задолженности по зарплате в аграрном секторе, средства направлены в виде авансов под выращенную продукцию.
На 1998 год пришелся пик погашения внешнего госдолга. Ситуацию с его выплатой усугубило снижение примерно на 20 процентов поступлений валюты в страну по сравнению с 1998 годом. Тем не менее, было выплачено 129,8 миллиона долларов очередных платежей, в том числе 66 миллионов - МВФ по кредитам, полученным в 1992 - 1995 годах. В 2000 году предстоит выплатить 130 миллионов долларов долга.
Небольшая задолженность есть по обязательствам предприятий, сумма которой около 20 миллионов долларов. Самые крупные долги у ЗАО Атлант”, но и там положение улучшается. В 2000 году придется серьезно поработать с должниками внутри страны, за которых бюджет погасил долги на сумму 105 миллионов долларов.
В 2000 году будет сделана попытка сократить количество налогов: отчисления в три бюджетных целевых фонда в местные бюджеты будут вноситься в виде единого платежа. Налоговая нагрузка практически не менялась, три года подряд величина ее составляет 30,5 - 30,6 процента. Правда, в 2000 году в связи с необходимостью увеличения поддержки сельхозпроизводителей несколько возрастут отчисления в соответствующие целевые бюджетные фонды. Они в консолидированном бюджете составят примерно 6,9 процента от ВВП, в том числе 3,9 процента - в местный и республиканские фонды поддержки сельхозпроизводителей. Несколько более 10 процентов составляют отчисления еще в один централизованный государственный фонд - социальной защиты населения.
Перераспределение государственных средств через бюджеты всех уровней и фонд социальной защиты составляет примерно половину объема ВВП. Это достаточно высокий уровень нагрузки на производителей, но снизить ее сегодня нет возможности. Многие предприятия получали поддержку через различного рода льготы и преференции. В 2000 году подходы по представлению их будут ужесточаться, будет проходить переход на иные формы поддержки, в частности - налоговые кредиты и другие методы регулирования, что позволит усилить ответственность субъектов хозяйствования за эффективное их использование.
Доход = 2,6 триллиона рублей
Расход = 2,7 триллиона рублей
Дефицит = 118 мрд р. (1,7 % ВВП).
Бюджет 2000-го года был определен как бюджет экономии. При этом социальная направленность бюджета не только сохранялась, но и усиливалась. Все расходы бюджета на социальную сферу, а также субсидии на ЖКХ, городской транспорт, компенсацию по вкладам, льготы и т. д. составили 63 % бюджета - 2000 против 60,9 процента в предыдущем году.
Предполагалось, что в целях сближения уровня оплаты труда занятых в бюджетной и производственной сферах темпы роста ассигнований на оплату труда бюджетникам будут в три раза выше, чем рост расходов бюджета в целом. В 2000 году через бюджет должны были идти все эмиссионные средства Нацбанка - 76 миллиардов рублей, в том числе
Ø 64 миллиарда - на кредитование строительства жилья,
Ø 9 - на погашение дефицита бюджета,
Ø 3 - на выплату компенсаций по вкладам населения.
В расходной части бюджета сохранялись прежние расходы на здравоохранение, образование, иные социальные цели. За счет всех источников значительно увеличивались расходы на поддержку сельского хозяйства. Если в 1999 году на эти цели было затрачено 120 триллионов рублей, то в 2000 году было запланировано 360 млрд. Основной рост обеспечивался за счет увеличения отчислений в республиканский фонд поддержки сельхозпроизводителей с 1 до 1,5 процента. Менялись также подходы к поддержке сельхозпроизводителей, она, через надбавки к ценам на продукцию, становилась более адресной.
Реферат опубликован: 27/07/2009