Страница: 4/22
Для оценки ритмичности производства на предприятии рассчитывается также показатель аритмичности как сумма положительных и отрицательных отклонений в выпуске продукции от плана за каждый день (неделю, декаду). Чем менее ритмично работает предприятие, тем выше показатель аритмичности.
К аритм. = 0,198 или 19,8 %.
Внутренние причины аритмичности - тяжелое финансовое состояние предприятия, низкий уровень организации, технологии и материально-технического обеспечения производства, а также планирования и контроля, внешние - несвоевременная поставка сырья и материалов поставщиками, недостаток энергоресурсов не по вине предприятия и др.
В процессе анализа необходимо подсчитать упущенные возможности предприятия по выпуску продукции в связи с неритмичной работой. Это можно сделать несколькими способами.
1. Разность между плановым и зачетным выпуском продукции:
156000 – 152000 = 4000 тыс. руб.
2. Это разность между фактическим и возможным выпуском продукции, исчисленном исходя из наибольшего среднесуточного (среднедекадного) объема производства.
158300 – 56300*3 = 10600 тыс. руб.
3. Если представить, что фактический выпуск в третьем месяце составляет плановый удельный вес в общем выпуске продукции:
158300-56300 / 33,33 * 100 = -327200 тыс. руб.
В заключение анализа разрабатывают конкретные мероприятия по устранению причин неритмичной работы.
Возможны два варианта методики анализа реализации продукции.
Если выручка на предприятии определяется по отгрузке товарной продукции, то баланс товарной продукции будет иметь вид:
ГПн + ТП = РП + ГПк.
Отсюда,
РП = ГПн + ТП - ГПк
Если выручка определяется после оплаты отгруженной продукции, то товарный баланс можно записать так:
ГПн + ТП + ОТн = РП + ОТк + ГПк .
Отсюда,
РП = ГПн + ТП + ОТн - ОТк – ГПк,
где ГПн, ГПк - соответственно остатки готовой продукции на складах на начало и конец периода;
ТП - стоимость выпуска товарной продукции;
РП - объем реализации продукции за отчетный период;
ОТн, ОТк - остатки отгруженной продукции на начало и конец периода.
Расчет влияния данных факторов на объем реализации продукции производится сравнением фактических уровней факторных показателей с плановыми и вычислением абсолютных и относительных приростов каждого из них. Для изучения влияния этих факторов анализируется баланс товарной продукции.
Таблица 4.
Показатель в плановых оптовых ценах предприятия |
Сумма, тыс. руб. | ||
План |
Факт |
Отклонение | |
1. Остаток готовой продукции на начало года. |
400 |
300 |
-100 |
2. Выпуск товарной продукции. |
32400 |
33000 |
600 |
3. Остаток готовой продукции на конец года. |
250 |
300 |
50 |
4. Отгрузка продукции за год. |
32550 |
33200 |
650 |
5. Остаток товаров, отгруженных покупателям: | |||
5.1. На начало года |
600 |
650 |
50 |
5.2. На конец года |
200 |
700 |
500 |
6. Реализация продукции. |
32950 |
33740 |
790 |
Реферат опубликован: 17/05/2009