Страница: 12/16
В ряде случаев закон ограничивает автономию воли сторон при формировании условий о качестве товара. Как правило, это связано с потребностью обеспечения общепринятых интересов в сфере хозяйственного оборота или защиты прав потребителей. Так, продавцы-предприниматели в своей деятельности связаны необходимостью соблюдения обязательных требований к качеству товара (п.4 ст. 469 ГК). В РФ такие требования содержаться в различных стандартах: государственных (ГОСТ), отраслевых (ОСТ), стандартов предприятий (СГП) и других.*
*См. п.1 ст. 6 «Закона РФ о стандартизации» от 10 июня 1993 г. / с изменениями от 27 декабря 1995 г./
Стандарты РФ содержат нормы двух видов: обязательные и рекомендательные. К числу обязательных, относятся требования по безопасности товаров для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, по обеспечению совместимости и взаимозаменяемости товаров, единство методов их контроля и маркировки (п.2 ст. 7 Закона РФ «О стандартизации»).
Условия стандартов, касающихся основных потребительских характеристик товаров и методов их контроля, правил оформления технической документации на товары, а также ряд других общих правил обеспечения качества носят рекомендательный характер.
Решение вопроса о соответствии качества продаваемых товаров условиям договора далеко не всегда очевидно, а в ряде случаев даже требует проведения специальной проверки. Однако ГК не предусматривает общей обязанности покупателя или продавца по проверке качества (исключение составляют договоры поставки и контрактации п.2 ст. 513 ГК). Ее могут установить сами стороны в договоре, она может также вытекать из требований государственных стандартов … нормативных актов, регулирующие отдельные виды купли-продажи.*
Установленные договором купли-продажи способы определения качества товара обуславливают и соответствующие методы его проведения. ГК не предусматривает конкретных методов контроля качества, да это и невозможно, поскольку они постоянно совершенствуются вслед за развитием техники. Если порядок проверки качества не установлен ни нормативными актами (включая ГОСТы), ни договором, то проверка товара производится в соответствии с обычаями делового оборота или … обычно, применяемыми правилами (п.2 ст. 474 ГК). При этом важно, чтобы и продавец, и покупатель применяли одни и те же методы проверки качества (п.4 ст. 474 ГК).
Качество товара не может быть неизменно вечным, поэтому важно определить период времени, в течении которого оно будет достаточным для нормального пользования вещью. Более того, со временем качество товара может ухудшаться на столько, что использование вещи станет опасным для жизни, здоровья и имущества покупателя. Значит, необходимо определить момент, когда товар начинает представлять угрозу для покупателя. Эти проблемы решаются путем установления гарантийных сроков годности и сроков службы товара.
Гарантийный срок – это период времени. В течение которого товар должен быть пригодным для целей его обычного использования. Гарантийные сроки могут устанавливаться как согласием сторон договора (а также самим изготовителем товара), так и обязательными для них требованиями нормативных актов (в первую очередь ГОСТов). В последнем случае гарантийные сроки носят … характер и могу быть изменены договором лишь в сторону их увеличения.
*Правила торговли. М., 1996. С. 30-37
Если же гарантийный срок на товар не установлен, то в силу п.1 ст.470 ГК товар должен быть пригодным для целей, для которых товары такого рода обычно используются, в пределах разумного срока.
По общему правилу гарантийный срок начинает течь с момента передачи товара покупателю. Однако если покупатель не имел возможности использовать купленный товар по обстоятельствам, зависящим от продавца (в том числе из –за обнаруженных в нем недостатков) течение гарантийного срока приостанавливается на все время действия соответствующих обязательств (п.7 ст. 471 ГК).
В отношении сложных вещей, т.е. комплектных товаров, гарантии качества распространяются и на все составные части товара (комплектующие изделия), если иное не предусмотрено договором купли-продажи (п.3 ст. 470 ГК). Поэтому гарантийный срок на основное изделие и начинает течь одновременно с ним. Срок службы товара часто неоправданно смешивают со сроком его годности.*
Это понятие действительно имеет много общего, поскольку и тот и другой срок определяет период безопасного использования товара. Но из закона РФ «О защите прав потребителей» следует ряд практически важных различий этого срока. Так срок службы устанавливается в отношении непотребляемых товаров длительного срока пользования, тогда как срок годности - на товары потребляемые, и, как правило, быстро портящиеся (продукты питания, парфюмерия, медикаменты и т.п.).
Реферат опубликован: 24/04/2009