Страница: 13/16
Срок службы товара начинает течь со дня продажи товара потребителю и лишь при невозможности установить его - со дня изготовления товара (п.2 ст. 19 Закона РФ «О защите прав потребителей). Срок годности течет со дня изготовления товара (ст. 476 ГК).
Срок годности всегда определяется единицами времени (периодом, датой) а срок службы товара может исчисляться и другими единицами измерения (километрами при определении срока службы автомашины).
Срок службы устанавливается изготовителем товара самостоятельно, даже в тех случаях, когда его определение является обязательностью изготовления (п.2 ст.5 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
*См. Вестник ВАС РФ 1995 №3; Российская Газета 1997. 5 февраля.
Срок годности определяется нормативными актами и не может быть изменен ни изготовителем, ни сторонами договора купли-продажи.
В пределах срока годности товара, продавец или изготовитель отвечает за любые его недостатки (с учетом положений ст.475 и 476 ГК), тогда как их ответственность в пределах срока службы (но после истечения гарантийного срока) ограничена существенными недостатками, возлагающими по их вине (п.1 ст.5 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
Наконец, продажа товара по истечению установленного срока годности прямо запрещается (п.5 ст.3 Закона РФ «О защите прав потребителей»), а в отношении срока службы товара, такой запрет не предусмотрен.
Последствия нарушения условия о качестве товара регулируется ст.475 –477 ГК и зависит от таких факторов, как наличие или отсутствие гарантии качества, характер и сроки обнаружения недостатков товара.
По общему правилу продавец отвечает только за недостатки товара, которые возникли до момента его передачи покупателю, либо по причинам, возникшим до этого момента (п.1 Ст.476 ГК).
Чем дольше проходит времени между моментами передачи товара покупателю и предъявлении им требований продавцу, связанных с недостатками товара, тем сложнее суду выяснить действительные обстоятельства дела. Кроме того, длительный срок использования товара до предъявления претензий по его качеству, порождает известные сомнения в том, что недостатки товара возникли ещё до его передачи покупателю.
Во избежании подобных затруднений ст.477 ГК устанавливает предельные сроки обнаружения недостатков продаваемого товара. Их значение в том, что претензии покупателя к качеству товара могут быть предъявлены при соответствующих условиях, подлежат удовлетворению только если недостатки товара были обнаружены в течение сроков, предусмотренных ст.477 ГК.
Как правило, по товарам, на которые не установлен гарантийный срок или срок годности, претензии по качеству могут быть заявлены, если недостатки заявленного товара были обнаружены в разумный срок. По товарам, на которые предоставлена гарантия или установлен срок годности, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками, если они были обнаружены в пределах гарантийного срока или срока годности. Истечение гарантийного срока, продолжительностью менее двух лет само по себе не лишает покупателя права на предъявление претензии продавцу. Такое требование может быть удовлетворено, если недостатки товара обнаружены в пределах двухлетнего срока, но возникли до передачи товара покупателю или по причинам. Имевшим место до этого момента. Ст.475 впервые вводит цивилистический оборот подразделения недостатков товара, на условно говоря, существенные и обычные (несущественные). Под существенными недостатками следует понимать такие дефекты, которые нельзя устранить вообще или без несоразмерных затрат времени, либо проявляющихся неоднократно или вновь, после их устранения и другие, подобные им недостатки (п.2 ст.475 ГК). Все остальные недостатки товара считаются обычными, последствия их обнаружения в товарах различны.
Наличие в проданной вещи обычных недостатков не даёт права покупателю на расторжение договора, также, как и на замену товара. Возможности покупателя в этом случае ограниченны правом требовать соразмерного уменьшения покупной цены, либо безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок, либо возмещения собственных расходов на устранение недостатков товара (п.1 ст.475 ГК).
Обнаружение в товарах существенных недостатков дополнительно даёт покупателю право на расторжение договора, либо на замену дефектного товара доброкачественным.
Ж. Продавец обязан передать покупателю товар, свободный от прав, не имеющих третьих лиц, если только последний не согласится с существованием таких обременений (ст.460 ГК). Качество товара, в самом широком смысле слова, зависит не только от его естественных физических, конструктивных, технологических свойств, но и от точности правовых оснований владения им, то есть, титула. Ведь одно из основных отличительных особенностей купли-продажи является обязательство продавца по перечислению на покупателя права собственности на вещь.* Если титул продавца небезупречен, он не сможет обеспечить покупателю возможность беспрепятственного владения, пользования и распоряжения купленным товаром.
Реферат опубликован: 24/04/2009