Страница: 12/16
Москвичи активно участвовали во Всесоюзном социалистическом соревновании. В ходе его пропагандировались и внедрялись передовые методы труда. Содружество с учеными помогало совершенствовать технику и технологию производства. В авангарде трудового подъема масс находились коммунисты и комсомольцы. Проводилось соревнование по профессиям. Большую роль в производстве играли движения фронтовых бригад, комсомольско-молодежных бригад. Так, на 1-м подшипниковом заводе бригада Е. Г. Барышниковой вчетверо перевыполняла сменное задание при одновременном сокращении вдвое числа рабочих. В Подмосковном угольном бассейне звание лучших в 1943 г. завоевали скоростники-проходчики И. И. Заварзин и К. А. Корпачев, на московском заводе «Красный пролетарий»–токарь С. Ф. Смирнов, на заводе им. С. Орджоникидзе – пятнадцатилетний токарь Николай Чикирев, заменивший у станка своего отца и ставший одним из инициаторов движения скоростников в промышленности. На всю страну прославились своими трудовыми подвигами и многие другие москвичи.
Повышение вклада трудящихся Москвы в общенародную борьбу являлось показательным для всей страны. Победы Красной Армии ковались не
только на полях сражений, но и в тылу, руками миллионов рабочих, техников, инженеров, которые нередко месяцами не выходили из цехов, спали и ели у станков, работали без выходных дней и отпусков. Так могли работать только люди, которые в трудовом служении Родине в час грозной опасности видели свой гражданский, патриотический долг, цель и смысл своей жизни.
В 1942 г. металлургические заводы столицы выплавили 152 000 т стали, а в 1943 г.–216 000 т. Это позволило увеличить производство авиамоторов, самолетов, танков, бронемашин, минометов, автоматов, боеприпасов и другого вооружения, а также продукции для народного хозяйства. В 1944 г. Московский автозавод выпустил 31 000 автомобилей. Росло производство новейших типов станков и агрегатов, шахтного оборудования, крановых и трамвайных моторов электровозов.
Повышался также выпуск продукции легкой промышленности. Уже в 1942 г. текстильные фабрики столицы выработали 17,5 млн. м шерстяных и шелковых тканей. На московских предприятиях внедрялся метод поточного производства. Боевая техника, вооружение, боеприпасы, обмундирование, снаряжение во всевозрастающем объеме поступали на фронт. Ярким свидетельством трудовых достижений москвичей являлось то, что в 1944 г. многие фабрики и заводы столицы завоевали переходящие знамена ЦК партии, Государственного Комитета Обороны, ВЦСПС и отдельных наркоматов.
Победы Красной Армии были бы невозможны без непрестанно возраставшей поддержки советского тыла. Она оказывалась рабочим классом, колхозным крестьянством и интеллигенцией. Опираясь на преимущества социалистической экономики, государственного и общественного строя, труженики тыла поставляли в действующую армию все больше вооружения и техники. В короткие сроки решались задачи переоснащения Красной Армии новыми образцами стрелкового и артиллерийского вооружения, танков, самоходно-артиллерийских установок, боевых самолетов. Гигантские усилия партии и народа позволяли добиваться превосходства над противником по боевым качествам военной техники. Это явилось важнейшей предпосылкой для перехода Советских Вооруженных Сил от стратегической обороны к стратегическому наступлению.
Возрастал объем капитального строительства в Москве. В 1943 г. строительные работы вели 50 трестов, которые в конце года сдали в эксплуатацию более 270 000 кв. м производственных площадей.
Самоотверженно трудились работники транспорта. Московские железнодорожники обеспечивали эвакуацию, а затем и реэвакуацию промышленных предприятий, жителей столицы, доставляли на фронт резервы, вооружение, боеприпасы, перевозили народнохозяйственные грузы. Поезда зачастую приходилось водить под ударами фашистской авиации. Огромные усилия затрачивались на обеспечение своевременной погрузки и разгрузки вагонов, восстановление разрушенных гитлеровцами железнодорожных путей, мостов, станций.
Реферат опубликован: 17/04/2006