Страница: 11/17
•динамику реальных денежных доходов населения;
•динамику и основные тенденции платежеспособного спроса населения на соответствующие виды товаров и услуг и т.д.
Среди отраслевых факторов, влияющих на производительность труда в коммерческих предприятиях, необходимо отметить такой фактор, как оперативность и полнота проводимых специализированными маркетинговыми службами коммерческих структур маркетинговых исследований, позволяющих коммерсантам быстро ориентироваться в рыночной конъюнктуре и тем самым обеспечивать высокую степень удовлетворения покупательского спроса.
И, наконец, третья группа факторов, определяющих уровень производительности труда работников коммерческих предприятий и организаций, — это факторы, связанные непосредственно с управлением самими коммерческими предприятиями. К числу таких факторов, способствующих росту производительности труда в коммерческих предприятиях, следует отнести:
• повышение качества обслуживания потребителей;
• предварительная расфасовка и упаковка товаров в промышленности;
• повышение уровня механизации погрузочно-разгрузочных работ;
• внедрение прогрессивной высокопроизводительной техники и прогрессивной технологии;
• более широкое применение передовых методов обслуживания клиентов (например, в торговле метода самообслуживания и т.д.).
Но, помимо экономических факторов, на производительность труда работников коммерческих предприятий, оказывают влияние социальные, психологические, организационные и другие факторы. Так, уровень производительности труда в коммерческой деятельности во многом зависит от личных качеств работников, уровня их квалификации, образования, стажа и опыта практической работы.
И, наконец, нельзя не упомянуть о таком важном факторе роста производительность труда работников коммерческих предприятий и организаций, как организация и уровень материального стимулирования сотрудников, наличие перспектив их дальнейшего служебного продвижения. Данный фактор приобретает едва ли не решающую роль в условиях формирования рыночных отношений.
Целый ряд из перечисленных выше факторов, определяющих уровень производительности труда работников коммерческих предприятий и организации, поддаются количественному измерению и могут быть выражены соответствующими статистическими показателями. Источниками информации для проведения подобного факторного анализа динамики производительности труда в сфере коммерческой деятельности частично служит статистическая отчетность, но в большей мере — это результаты специальных (выборочных) обследований.
Например, для расчета показателя степени удовлетворения покупательского спроса, определяемого как отношение количества фактически произведенных покупок количества (фактически полученных услуг) к общему количеству товаров (количеству услуг), которые потребитель хотел бы приобрести (получить) в данном предприятии торговли (или сферы услуг), необходимо проведение опроса клиентов. Получение такой информации возможно лишь в тех коммерческих предприятиях и организациях, где функционируют специальные маркетинговые службы (подразделения).
Степень информированности потребителей о новых товарах и услугах может быть измерена количеством проведенных выставок-продаж, общим числом дней проведения выставок-продаж, средней продолжительностью одной выставки-продажи (в днях), величиной прироста объема товарооборота за весь период проведения выставок-продаж, количеством предоставленных потребителям специальных консультаций о назначении и свойствах товаров и услуг, числом проведенных покупательских конференций по ассортименту и качеству товаров и услуг. Такие данные могут быть получены в гипер— и супермаркетах, универмагах и универсамах соответствующими маркетинговыми службами и подразделениями.
При наличии в коммерческих предприятиях и организациях учета по отдельным товарам, позволяющим получить данные о том, сколько, каких и в каком объеме товаров поступило в расфасованном промышленностью виде и сколько было расфасовано на самом предприятии, можно исчислить показатель удельного веса реализации расфасованных товаров в общем объеме товарооборота по следующей формуле:
где — объем реализации расфасованных промышленностью и магазином продовольственных товаров; — общий объем товарооборота коммерческого предприятия по продовольственным товарам.
Оценка влияния внедрения прогрессивных методов обслуживания потребителей на динамику уровня производительности труда в коммерческих предприятиях и организациях производится с помощью показателя доли прироста товарооборота, полученного за счет применения прогрессивных методов продажи товаров (реализации услуг), к общему приросту объема товарооборота (объема реализованных услуг):
Реферат опубликован: 5/12/2007