Страница: 5/17
Например, предприятие начало работать в марте. Среднесписочная численность работников составила в марте - 450, в апреле — 660, и мае — 690 человек. Среднесписочная численность работников за период с начала года (за 5 месяцев) составила:
(450 + 660 + 690) : 5 = 360 человек.
Среднесписочная численность работников за год определяется путем суммирования среднесписочной численности работников за все месяцы отчетного года и деления полученной суммы на 12. Приведем пример (табл. 3). См. приложение 2.Среднесписочная численность работников за год в этом примере составила (6504 : 12) = 542 человека.
Если предприятие работало неполный год (сезонный характер работы или введено в эксплуатацию после января и т. и.), то среднесписочная численность работников за год определяется также путем суммирования среднесписочной численности работников за все месяцы работы предприятия и деления полученной суммы на 12.
Например, предприятие с сезонным характером работы начало работать в апреле и закончило в августе. Среднесписочная численность работников составляла в апреле 641 человек, мае - 1254, июне — 1316, июле — 820, августе — 457 человек. Среднесписочная численность работников за год составила (641+1254 +1316+820+457):12=374 человека.
В статистической отчетности по труду в отраслях материального производства и некоторых других отраслях на предприятиях всех форм собственности предусмотрены показатели движения рабочей силы — прием на работу и выбытие рабочих или всех работников, характеризующие изменение списочного состава работников, запятых в основной деятельности предприятия, за отчетный период.
При этом численность принятых на предприятие распределяется по источникам комплектования, а численность выбывших — по причинам выбытия. В число принятых включаются лица, зачисленные в отчетном периоде на данное предприятие приказом (распоряжением) о приеме на работу.
В статистической отчетности по труду принятые распределяются по следующим источникам комплектования:
• в порядке перевода из других предприятии;
• принятые самим предприятием.
В статистической отчетности, по труду выбывшие распределяются но следующим причинам выбытия:
• в порядке перевода на другие предприятия;
• в связи с истечением срока договора или выполнением работ;
• в связи с переходом на учебу, призывом на действительную военную службу, уходом на пенсию и по другим причинам, предусмотренным законом;
• по собственному желанию;
• уволенные за прогул и другие нарушения трудовой дисциплины.
Например. Определение числа рабочих, проработавших весь год. На 1 января (на начало оперного года) в списочном составе предприятия состояло 1300 рабочих. Выбыло в течение отчетною года 250 человек, в т. ч. из числа принятых в отчетном году - 150. Переведено из рабочих в другие категории персонала 40 человек, в т. ч. из числа принятых в отчетном году — 30. Таким образом, численность рабочих, состоящих и списочном составе с 1 января, но 31 декабря включительно, т. е. проработавших весь год, составит 1190 человек: 1300-(250-150)-(40-30)=1190 чел
Для анализа данных о приеме и выбытии работников исчисляются коэффициенты оборота и текучести работников, а также коэффициент постоянства работников.
Коэффициент оборота работников по принятым исчисляется путем деления общего числа принятых в течение отчетного периода на среднесписочную численность работников за этот период по выбывшим — делением общего числа выбывших в течение одного отчетного периода на среднесписочную численность работников за этот период.
Коэффициент текучести рассчитывают путем деления численности уволенных за прогул и другие нарушения трудовой дисциплины и ушедших по собственному желанию в отчетном периоде на среднесписочную численность работников за этот период.
Коэффициент постоянства работников — это отношение численности работников, состоящих в списочном составе весь отчетный год, к среднесписочной численности работников за отчетный год.
III. Анализ эффективности затрат труда, качества труда и определение оптимальной численности работников коммерческих предприятий и организаций.
Эффективность затрат труда в коммерческой деятельности может быть рассмотрена в двух аспектах: экономическом и социальном. С экономической точки зрения под эффективностью труда работников коммерческих предприятий, следует понимать уровень производительности труда и его качество. Социальный аспект эффективности трудовых затрат в коммерческой деятельности заключается в наиболее полном удовлетворении платежеспособных потребностей населения в соответствующих видах товаров и услуг при минимизации совокупных затрат труда работников коммерческих структур и экономии времени населения на приобретение этих товаров и услуг.
Реферат опубликован: 5/12/2007