Страница: 8/17
Таким образом, индекс среднего оборота на одного работника коммерческого предприятия в сопоставимых ценах равен отношению индекса физического объема товарооборота к индексу среднесписочной численности работников коммерческого предприятия.
Аналогичные индексные системы могут быть построены для анализа динамики уровня производительности труда в сфере услуг массового питания. Например, индексные системы уровня производительности труда работников при выпуске продукции собственного производства в массовом питании в фактических и сопоставимых ценах и нормах наценки будут иметь соответственно следующий вид:
где Iwф.ц. — общий индекс средней выработки продукции собственного производства на одного работника производства в предприятии массового питания в фактических ценах и нормах наценки; — средняя выработка продукции собственного производства на одного работника производства в предприятии массового питания в фактических ценах и нормах нацепки соответственно в отчетном и базисном периодах; — объем выпуска продукции собственного производства в фактических ценах и нормах наценки предприятием массового питания за отчетный и базисный периоды; — среднесписочная численность работников производства в предприятии массового питания в отчетном и базисном периодах; — общий индекс среднесписочной численности работников производства в предприятии массового питания;
где — средняя выработка продукции собственного производства на одного работника производства в предприятии массового питания в сопоставимых ценах и нормах наценки соответственно в отчетном и базисном периодах; - объем выпуска продукции собственного производства в сопоставимых ценах и нормах наценки предприятием массового питания за отчетный и базисный периоды; — общий индекс объема продукции собственного производства в сопоставимых ценах и нормах наценки.
Подобные индексные системы, характеризующие динамику уровня производительности труда в массовом питании, могут быть построены не только для стоимостных показателей производительности труда, но также для натуральных и условно-натуральных:
где — общий индекс средней выработки обеденной продукции на одного работника производства в предприятии массового питания в натуральном выражении (в натуральных блюдах); — общий индекс выпуска обеденной продукции предприятием массового питания в натуральном выражении (в натуральных блюдах); — объем выпуска обеденной продукции предприятием массового питания соответственно в отчетном и базисном периодах;
где — общий индекс средней выработки обеденной продукции на одного работника производства в предприятии массового питания в условно-натуральном выражении (в условных блюдах); — средней выработки обеденной продукции на одного работника производства в предприятии массового питания в условно-натуральном выражении (в условных блюдах) в отчетном и базисном периодах; — объем выпуска обеденной продукции в условно-натуральном выражении (в условных блюдах) предприятием массового питания в отчетном и базисном периодах; — общий индекс объем, выпуска обеденной продукции предприятием массового питания в условно - натуральном выражении (в условных блюдах).
От вышеперечисленных мультипликативных индексных факторных моделей перейдем к рассмотрению аддитивных индексных моделей.
Прежде всего можно определить абсолютное изменение объема товарооборота коммерческих предприятий в целом и в том числе под влиянием отдельных трудовых факторов:
— абсолютное изменение объема товарооборота в фактических ценах за счет изменения уровня производительности труда, выраженного через средний оборот, приходящийся на одного работника;
— абсолютное изменение объема товарооборота за счет изменения среднесписочной численности работников коммерческого предприятия.
Проверка правильности факторного разложения общего абсолютного изменения объема товарооборота, где в фактических ценах производится путем сложения абсолютных изменений объема товарооборота за счет влияния отдельных факторов:
Где — абсолютное изменение среднего оборота на одного работника в фактических ценах; — абсолютное изменение среднесписочной численности работников коммерческого предприятия.
Аналогичная аддитивная факторная модель может быть построена и для разложения по факторам общего абсолютного изменения объема товарооборота в сопоставимых (неизменных) ценах:
- общее абсолютное изменение товарооборота коммерческого предприятия в сопоставимых (неизменных) ценах;
- абсолютное изменение объема товарооборота за счет изменения среднего оборота на одного работника в сопоставимых (неизменных) ценах;
Реферат опубликован: 5/12/2007