Страница: 7/17
Стоимостные показатели уровня производительности труда работников, выпускающих продукцию собственного производства в массовом питании, могут быть рассчитаны (по аналогии с торговлей и сферой услуг) на один отработанный человеко-день.
В массовом питании возможно использование не только стоимостного, но и натурального и условно-натурального методов измерения уровня производительности труда работников, занятых выпуском обеденной продукции:
где Wнат. — средняя выработка обеденной продукции в натуральном выражении (в натуральных блюдах), приходящаяся на одного работника, занятого выпуском продукции собственного производства, на предприятии массового питания; ågнат. - объем выпуска обеденной продукции в натуральном выражении (в натуральных блюдах) предприятием массового питания за отчетный период; — среднесписочная численность работников, занятых производством собственной продукции, на предприятии массового питания за отчетный период:
где Wусл нат. — средняя выработка обеденной продукции в условно-натуральном выражении (в условных блюдах), приходящаяся на одного работника, занятого выпуском продукции собственного производства, на предприятии массового питания; g усл нат. — объем выпуска обеденной продукции в условно-натуральном выражении; g .нат.i — объем выпуска в натуральном выражении предприятием массового питания - вида обеденной продукции за отчетный период;
Ктруд.i— коэффициент трудоемкости выпуска i-го вида обеденной продукции (i-го вида натуральных блюд), определяемый расчетным путем, для данного типа предприятия массового питания (ресторана, кафе, столовой и т. д.).
Таким образом, в массовом питании целесообразно использовать все три существующих метода измерения уровня производительности труда: натуральный, условно-натуральный, стоимостной.
Для всех вышерассмотренных типов коммерческих структур (торговля, сфера услуг и массовое питание) возможно исчисление показателей уровня производительности труда занятых в них работников, исходя из объема прибыли от реализации товаров (услуг) по следующей формуле:
где — средний оборот на одного работника (в сопоставимых ценах) и средний объем реализованных услуг на одного работника; Преал. — объем прибыли от реализации товаров (услуг) в отчетном периоде; r — среднесписочная численность работников коммерческого предприятия за отчетный период.
Анализ динамики показателя уровня производительности труда в коммерческих предприятиях и организациях осуществляется с помощью индексного метода.
Индекс среднего оборота, приходящегося на одного работника коммерческого предприятия в фактических (действующих) ценах, имеет следующий вид:
где Q1ф.ц.,Qо — средний оборот на одного работника коммерческого предприятия соответственно в отчетном и базисном периодах; åp g, åp g - объем товарооборота коммерческого предприятия в фактических (действующих) ценах соответственно в отчетном и базисном периодах; — среднесписочная численность работников коммерческого предприятия в отчетном и базисном периодах; Ipg — общий индекс товарооборота в фактических ценах;Ir— общий индекс среднесписочной численности работников коммерческого предприятия.
Таким образом, индекс среднего оборота на одного работника коммерческого предприятия в фактических ценах может быть получен как соотношение индексов товарооборота в фактических цепах и среднесписочной численности работников коммерческого предприятия.
Однако построенная индексная система не может правильно отражать динамику уровня производительности труда в коммерческих предприятиях, так как включает в себя ценностной фактор, отражает изменения розничных цен. Эффективность же труда работников коммерческих предприятий связана в основном с натурально-вещественной формой товара и в значительно меньшей мере — с его стоимостью. Следовательно, для обеспечения адекватного отражения динамики уровня производительности труда в коммерческих предприятиях необходимо устранить влияние изменения розничных цен (тарифов на услуги, предоставляемые населению), т. е. перейти к индексной системе в сопоставимых (неизменных) ценах:
где Q1c.ц.,Qо — средний оборот на одного работника коммерческого предприятия в сопоставимых цепах соответственно в отчетном и базисном периодах; åp g, åp g - общий объем товарооборота коммерческого предприятия в сопоставимых (неизменных) ценах соответственно за отчетный и базисный периоды; — среднесписочная численность работников коммерческого предприятия за отчетный и базисные периоды; Ig — общий индекс товарооборота коммерческого предприятия в сопоставимых (неизменных) ценах (общий индекс физического объема товарооборота).
Реферат опубликован: 5/12/2007