Страница: 17/23
В то же время нельзя не замечать и некоторой переоценки религиозного фактора. В стране, не имеющей государственной идеологии, у части общества не без влияния средств массовой информации сформировалось мнение, что идеологический вакуум может заполнить религия в том или ином конфессиональном выражении. Однако мы не имеем права игнорировать того обстоятельства, что религиозный фактор и его влияние на общество — малоизученное явление, отношения государства и религиозных организаций с момента начала перестройки, то есть полтора десятка лет, не опираются на четко сформулированную концепцию, не определены приоритеты, цели и задачи этих отношений. Контакты государства и религиозных организаций зачастую носят спонтанный характер, формируются, как правило, под влиянием сиюминутных политических интересов, определяются стремлением политических деятелей использовать религию, авторитет ее лидеров для решения конкретных задач. Становление отношений государства и религиозных организаций с момента распада Советского Союза, то есть на протяжении всего истекшего десятилетия, по существу, происходило стихийно, в обстановке романтического упоения как в церковной среде, так и в обществе чувством безграничной вседозволенности.
Уместно напомнить, что в прошлом государство занимало четко выраженную позицию в религиозном вопросе. В ней преобладал прежде всего интерес власти. Вплоть до 17 апреля 1905 года приоритетной религией было православие. В определенной мере власти отдавали должное уважение мусульманству. Одним из наиболее гонимых было старообрядчество: это была трагедия миллионов верующих, по размаху и последствиям не уступающая атеистическим гонениям советской власти. Впереди старообрядцев по объему прав и привилегий стояли католики, иудеи, буддисты, ряд других религий. Царский манифест 17 апреля 1905 года о началах веротерпимости не был актом доброй воли: он появился под давлением прогрессивной общественности. В немалой степени его рождение было обусловлено предчувствием очередной революционной бури.
Еще более циничной была политика в религиозном вопросе последующих режимов. Так, Советская власть в зависимости от политической обстановки в стране, чередовала репрессии с периодами послаблений религиозным организациям. В первой половине 20-х годов под влиянием экономических обстоятельств, обрушившегося на страну голода ленинское правительство заигрывало со старообрядцами, с представителями сектантских течений. Специальная правительственная комиссия в обращении «К сектантам и старообрядцам, живущим в России и за границей» 3 октября1921 года призвала « к творческой земледельческой работе эти народные по преимуществу крестьянские и ремесленные так называемые сектантские и старообрядческие массы , зарекомендовавшие себя выдающейся трудоспособностью, честностью, исполнительностью, прямотой и искренностью». Аналогичные призывы были обращены к мусульманам, буддистам. Представители этих религий, в полной мере испытавшие тяжелую десницу самодержавия, отнеслись с энтузиазмом к просьбам советской власти помочь в преодолении экономического кризиса, содействовать подъему сельского хозяйства. Но уже в те же 20-е годы государство ответило массовыми репрессиями на доверие верующих граждан. Отношение к бывшей государственной церкви было не менее жестоким и , по существу, направленным на искоренение православия. В годы войны с фашистской Германией вновь оказался востребованным патриотический потенциал конфессий, прежде всего самой авторитетной — Русской православной Церкви. Однако недолго продолжался ее послевоенный расцвет. Репрессии конца 50-х-60-х годов в очередной раз обескровили церковь. Цифры, по словам одного из древних мудрецов, не управляют миром, но показывают, как управляется мир. К 1937 году РПЦ имела 8706 храмов, к 1948 — 14383, к 1950 — 13913, к 1966 — 7481, а к 1986 — 6737.
Реферат опубликован: 12/12/2006