Религоведение

Страница: 6/23

Религиозная идеология - это более или менее стройная система религиозных идей, взглядов и представлений, разработкой которых занимаются специально подготовленные люди, служители культа. Она выступает как систематизированное, теоретически осмысленное и обобщенное отражение сквозь призму веры в сверхъестественность реального бытия.

Религиозная идеология, в отличие от психологии, представляет собой систему догматов, утверждений и предписаний, содержащих последовательное изложение религиозных взглядов и представлений на мир в целом, а также на различные стороны бытия — природы, общества и человека.

Идеология современных религий включает в себя следующие разделы: богословие, религиозные концепции экономики, политики, права, искусства, религиозную философию.

Религиозная психология есть совокупность несистематизированных представлений, идей, образов, чувств, настроений, переживаний, привычек, установок, потребностей, через призму которых верующий человек в иллюзорной, фантастической форме воспринимает, осмысливает, оценивает окружающий мир и собственное бытие, определяет свое отношение к ним.

К числу основных, определяющих структуру религиозно-психологического комплекса компонентов следует отнести религиозные идеи и представления на уровне обыденного сознания, религиозные чувства, религиозные настроения, религиозные установки и религиозные потребности.

Обыденное сознание верующих включает в себя различные эмпирические знания, получаемые в ходе практической деятельности. Каждый отдельный человек живет и действует в определенных исторических условиях, которые накладывают отпечаток на мир его психологического восприятия.

В процессе жизнедеятельности под влиянием природных и социальных условий существования человек усваивает определенные взгляды, настроения, чувства, привычки, нравы, традиции, характерные для определенной общности людей, что и составляет основу общественной психологии.

Религиозная психология диалектически взаимосвязана с религиозной идеологией. Эта взаимосвязь находит свое проявление в следующих аспектах: во-первых, религиозная идеология формируется, распространяется и сохраняется на базе религиозной психологии; во-вторых, изменение условий существования религии в обществе приводит к изменению социальной психики верующих, которые, в свою очередь, ведут к изменению в религиозной идеологии; в-третьих, формируясь под воздействием религиозной психологии и постоянно испытывая на себе ее воздействие, религиозная идеология, в свою очередь, оказывает свое влияние на обыденное религиозное сознание верующих, степень воздействия которого зависит от того, насколько религиозная идеология соответствует религиозной психологии в данный исторический момент развития религиозного комплекса в обществе.

2. Религиозные отношения. В отечественной религиоведческой и научно-атеистической литературе под религиозными отношениями понимают отношения, складывающиеся между людьми в процессе культовых действий. Они базируются, в первую очередь, на вере в возможность особых отношений между Богом и верующим человеком, что Бог влияет на судьбу человека и все социальные и природные процессы. Ведь человеку нужен Бог, который может его выслушать, помочь, защитить. Вера в возможность двусторонних "иллюзорно-практических" отношений объективируется в религиозном культе.

3. Религиозная деятельность. Это практически-духовное освоение действительности, включающее культовую и внекультовую деятельность.

Культовая деятельность. Являясь составной частью религиозного комплекса, культ играет роль активного средства пропаганды религии и представляет собой совокупность символических действий, с помощью которых верующий предпринимает попытку установить взаимосвязь со сверхъестественными силами (богами, духами, демонами и т.п.) и пытается воздействовать на них.

Реферат опубликован: 12/12/2006