Религоведение

Страница: 22/23

В религиозной среде, особенно православной и мусульманской, широко распространено мнение, что государство отстранилось от материальной помощи, не поддерживает конфессии, их деятельность по восстановлению культовых зданий и по возрождению духовности в стране. Немало сделано на этот счет и официальных заявлений религиозных авторитетов. Действительно, помощь из федерального бюджета относительно невелика. Но существует льготная налоговая и таможенная политика по отношению к религиозным организациям как на федеральном, так и на региональном уровнях, выделяются значительные квоты на различные виды сырьевых ресурсов, продуктов питания, получения гуманитарной помощи и т. п. Можно не сомневаться, что это значительные средства. Как они распределяются, на что они идут — все это остается тайной за семью печатями. Существующая «закрытость» финансово-хозяйственной деятельности религиозных центров, общин, активизация предпринимательской деятельности под прикрытием религии неизбежно приводит к злоупотреблениям и конфликтам. Между тем в мире существует практика по созданию «прозрачности» финансово-хозяйственной деятельности религиозных организаций, особенно в той части, где затрагиваются и интересы государства. Имеется в виду прежде всего Инструкция Минфина США (форма 1023, список А—Церкви).Из 19 вопросов, на которые должны быть даны обязательные ответы, 5 носят финансовый характер.

Специально ничего не говорю о традиционных протестантских церквах — адвентистах седьмого дня, евангельских христианах-баптистах, христианах веры евангельской-пятидесятниках, лютеранах. Отношение к ним доброжелательное со стороны прессы и со стороны государства, по крайней мере на федеральном уровне. Высокая мораль их последователей, крепкие семьи, трудолюбие соответствуют самым строгим требованиям нашего мятущегося общества. Сложнее обстоит дело со Свидетелями Иеговы, мормонами, некоторыми другими религиями, образ которых часто преподносится негативно. У религиоведов, экспертов, части общества есть существенные претензии, скажем, к тем же иеговистам. Но может быть, надо видеть и положительные стороны последователей этих религий. Скажем, в той же области морали.

Существует еще один вопрос, игнорирование которого наности политический и материальный урон церкви и государству. В мире существует огромный интерес к религиозной жизни в России. Информация, которая идет на Запад и в США нередко бывает нарочито искаженной и запутанной. Известно, что многие христиане, мусульмане из-за рубежа хотели бы посетить Россию. Однако журналисты представляют Россию суперкриминальным государством. Страна, обладающая огромным количеством святых мест, уникальных православных, мусульманских памятников, по существу, стала закрытой и недоступной для иностранных паломников.

В жизни любой конфессии неизбежно возникают ситуации, разрешение которых невозможно без участия государства или его органов. Нередко и сами представители органов государственной власти, вплоть до Президента или Правительства страны инициируют предложения, в которых предусматривается прямое или косвенное участие религиозных организаций. С учетом светского характера нашего государства принимаемые решения не всегда взвешены и адекватны законодательству. Компетентность принимаемых решений по вопросам отношений государства и религиозных организаций должна быть особенно безупречной.

Намерения и попытки официальных структур оптимизировать меконфессиональный диалог зачастую носит бессистемный и непрофессиональный характер, порой допускаются и непростительные просчеты. Встречи руководства страны с лидерами религиозных организаций проходят эпизодически, выборочно и без основательной подготовки. Президент страны может щедро наделять высокими государственными наградами рядовое духовенство и в то же время с подачи сотрудников своей Администрации и Аппарата Правительства «не заметить» 70-летний юбилей Предстоятеля Русской православной Старообрядческой церкви митрополита Алимпия. Власти, федеральные и московские, периодически осыпают вниманием и милостями несомненно перспективного московского муфтия и забывают о работе с десятками других, не менее популярными мусульманскими авторитетами, особенно в полыхающем войной Северном Кавказе. Политика «двойных стандартов» во взаимоотношениях с религиозными деятелями формирует отчуждение между конфессиями, порождает ревность, соперничество, порождает недоверие к властям и их действиям в сфере государственно-церковных отношений.

Реферат опубликован: 12/12/2006