Страница: 2/23
На примере Древнего Египта человечество располагает самыми ранними памятниками экономической мысли за всю историю самоорганизации в рамках государственных образований. Один из них датируется 22 ст.до н.э. и им является некое послание, к-е называется “Поучение гераклаопольского царя своему сыну”. В нем приводятся “правила” государственного управления руководства хозяйством, овладение к-ми для правителя также важно, так и всякая другая сфера искусства.
Другой памятник дотирован нач 18 века до н.э. и называется: “Речения Ипусера”. Главной идеей этого речения - недопущение бесконтрольного роста ссудных операций и долгового рабства во избежание обогащение просталюдинов и начала в стране гражданской войны.
Вавилония - это древневосточное государство, расположенное в междуречье Тигра и Ефрата, оставило потомкам творение своего царя Хаммурапи (1792 - 1750 гг. до н.э.), часто именуемое Кодексом законов, к-рый действовал в этой стране в 18 веке до н.э. В соответствии с ним во избежание разрушения натурально-хозяйственных отношений и угрозу суверенитету страны из-за ослабления государственных структур и армии от сократившихся поступлений налогов в казну вводились чрезвычайно жесткие правовые нормы. Некоторые примеры законодательных установок в кодексе Хаммурапи:
1. Посягнувший на чужую частную собственность в том числе на раба, карается обращением в рабство либо смертной казнью.
2. За несвоевременную уплату долгов ни царские воины, ни другие граждане более не лишаются своей земли.
3. Срок долгового рабства (жены, сына, дочери, отца) не должен превышать 3-х лет, а сам долг отменяется по отбыванию срока наказания.
4. Предел денежной ссуды не может превышать 20%, натуральный - 33% от ее первоначальной суммы.
Своеобразие Древне Китайской экономической мысли ассоциируется с именем мыслителя Конфуция (531 - 479 гг. до н.э.). Его сборником был “Лунь-юй” (беседы и суждения), а также с идеями популярного в 4-3 веках до н.э. коллективного трактата “Гуань-цзы”. Сборник регламентируемых патриархальных отношений и защиты государства, экономического благополучия родовой знати, Конфуций настаивал на мысли, что только образованный правитель является “отцом народа” и гарантом правильного действия способен реально повлиять на равномерное распределение создавшегося объема богатств.
Авторы коллективного трактата “Гуань-цзы” в качестве главной выдвигали задачу сделать государство богатым, а народ довольным, посредством равномерного распределения богатства без обогащения торговцев и растовщиков. А также, как и Конфуций ратовали за незыблемость сословного деления общества.
Наиболее известным свидетельством экономической мысли Древне Индийской экономической мысли на протяжении 4-3 вв до н.э. является трактат “Артхашастра” к-рый расшифровывается: артха -исскуство, учение, шастра - доход. Его автором явился некий Каутилья.
В этом трактате автор возвестил своему народу положение о происхождении богатства и необходимости регулирования процессов торговой прибыли между купцами и государством. Согласно трактату, накопление богатства естественным образом предполагает деление общества на рабов и свободных граждан “ариев”, для которых не должно быть рабство и каждый, кто не возвращает причитающиеся за пользование землей долги обязан за это (возместить) разделить участь низшего сословия на определение время или навсегда.
Рабство, которое имело место в Древней Греции и Древнем Риме в 1 тыс.до н.э. называется классическим или античным. Выдающимся представителем экономической мысли античного рабства в период 5-4 вв. до н.э. явились Ксенафонд, Платон, Аристотель.
Реферат опубликован: 22/09/2006