Страница: 4/23
Катон Старший (234 -144 гг. до н.э.) В основном своем сочинении “О земледелии” (160) он отразил опыт и методы рабовладельческого строяземледелия в условиях расширения деятельности лажефундий (крупное землевладельческое поместье). Катон рекомендовал в этих хозяйствах продавать излишки в своем хозяйстве и покупать только то , что нельзя производить, в собственном хозяйстве; держать рабов в строгости и насаждать рознь между ними, выступал против роскоши.
Варон (116 - 27 гг. до н.э.) В своем основном произведении “О Сельском хозяйстве” Варон обосновывает достоинства этой отрасли экономики и осуждал переселение римлян в городские стены, где они предпочитают “работать в театре и цирке”, а не на ниве и не в винограднике”. Варон рекомендовал развивать наряду с земледелением и животноводством поскольку по его словам “фундамент всякому состоянию - это скотина”. Такой вывод , диктовался тем, что цены на зерно в Италии были низкими, т.к. оно в больших количествах поступало из провинций, а доходность животноводства была гораздо выше. Он был сторонником самообеспеченности рабовладельческих имений, а развитию производства сельской продукции на рынке не предавал особого значения.
Колумелл (1 век до н.э.) Известен своим обширным трудом “О сельском хозяйстве” (сначала 4 книги. К концу жизни - 12 книг). Дан обзор состояния античного хозяйства и на основе обобщения с/х практике всего средиземноморья высказал новые положения об агрономии. Отмечая низкую пр-сть труда рабов, Колумелл поставил вопрос о передаче ведения хозяйства колонам (колонус -земледелец), колонад - система экономических отношений. Которая сложилась в Римской империи на основе мелкой земельной аренды. Понимая, что сразу отказаться от рабского труда невозможно, он пытался разработать принципы рациональной организации рабского хозяйства.
Средневековая экономическая мысль.
Существенной особенностью идеологии Средневековья, в том числе в области хозяйственной жизни является ее богословный характер. По данной причине средневековым экономическим доктринам присущи многообразные хитросплетения суждений, причудливые нормы религиозно-этического и авторитарного свойства, с помощью которых предполагалось не допустить внедрение рыночных отношений и демократических принципов общественного устройства.
Средневековый тип натурально-хозяйственных отношений в 3 - 8 вв в ряде государств Востока и 5 - 11 вв в странах Европы.
В экономической литературе в числе наиболее значимых представителей средневековой экономической мысли на Востоке упоминается идеолог арабских государств Ибн-Хальдун, а в Европе - Фома Аквинский - канонист.
Ибн Хальдун (1332 -1406 н.э.) По его заявлению в начале 7 века на землю снизошли “откровения бога”, услышавший их шекнацкий купец Мухамед - первый проповедник Аллаха. Этот купец возвестил мир о новой исламской религиозной идеологии, о послаблении всесилия антирыночных постулатов. Веру в незыблемость сословной дифференсации общества, т.е. то, что Аллах дал преимущество одним идеям перед другими, а также в богоугодность бартерной по существу торговли на всех этапах эволюции общества от примитивности к цивилизации, попытался укрепить в думах всех правоверных выдвенул с этой целью концепцию некоторой “социальной физики”. Эта концепция не лишена отдельных поучительных идей и историко-экономических обобщений . таких как необходимость возвышенного отношения к труду, порицания скупости, жадности и растовщичества.
Развивал также о проблемме достатка и недостатка в обществе материальных благ Ибн-Хульдун указывает на ее обусловленность прежде всего размерами городов, точнее степенью их заселенности и делает следующие выводы:
Реферат опубликован: 22/09/2006