Страница: 3/23
Ксенофонд (430 - 354 гг. до н.э.) экономическое воззрение Ксенофонда нашли отражения в трактате “Домострой”, в котором приводятся следующие положения:
1. Разделение труда на умственный и физический, а людей на свободных и рабов имеет естественное, т.е. природное происхождение.
2. Природному предназначению отвечает преимущественно разделение земледелья.
3. Производительно может выполняться “наиболее простая работа”.
4. Степень разделения труда обусловлена размерами разделения рынка сбыта.
5. Всякому товару присущи полезные свойства и способность обмениваться друг на друга.
6. Деньги изобретены людьми, чтобы с их помощью осуществлялось товарное обращение и накопление богатства, но не ростовщическое обогащение.
Платон (428 - 348). Отобразил свои экономические взгляды в двух своих произведениях: “Государство” и “Законы”. В первом сочинении речь идет от особо важной роли. Которую совместно выполнять, а аристократическое сословие (философы) и сословие воинов в обеспечении общественных интересов. Эти сословия олицетворяют аппарат идеального государства. Не должны эти сословия обладать собственностью и обременять себя хозяйством, т.к. их материальное обеспечение должно стать общественным. Остальная часть общества отнесена Платоном к обладающему и распоряжающемуся собственностью третьего сословия, названного им “чернью” (землевладельцы, ремесленики, купцы) и к рабам, приравненным к собственности свободных граждан. Во втором произведении “Законы” Платон выдвигаетидеального гос-ва, развивая и конкретизируя свою аргументацию и части осуждения ростовщичества, обоснование ведущей роли хозяйства земледелия по сравнению с ремеслом торговлей.
Аристотель (384 - 322 гг. до н.э.) Проект идеального государства Аристотеля изложен в его трудах “Никомахова этика”, “Политика” и др. В них он подобно Ксенофонду и Платону на обусловленности деления общества на свободных граждан и рабов и их труда на умственный и физический исключительно “законами природы” и указывает на более высокую роль в хозяйстве земледелия, а не ремесла или торговли. Но свою приверженность принципам натурального хозяйства Аристотель особенно ярко продемонстрировал в выдвинутой им оригинальной концепции “Об экономике и хрематистике”. Эта концепция носит классификационный характер, о чем свидетельствует то, что все виды хозяйства и деятельности людей от земледелия и скотоводства до ремеслиничества. И торговли он соотносит с одной из двух сфер естественной (экономика) и неестественной (хрематистика). Первая из них представлена земледелием, ремеслом и мелкой торговлей и должна поддерживаться государством, т.к. ее звенья способствуют удовлетворению насущных жизненных потребностей человечества. Вторая (хрематистика) основывается на бесчестных крупных, торговых, посреднических и ростовщических предприятиях, проводимых для достижения беспредельной и корыстной цели, суть которой состоит в искусстве наживать состояние. Таким образом, по рассматриваемой концепции Аристотеля, все, что могло бы подорвать основы натурально-хозяйственных отношений. А это обусловлено разделением труда движения торгового и денежного капитала относительно к издержкам хрематистики. Ростовщичество у Аристотеля вызывает ненависть. Оно представляет собой предоставление денежных ссуд в рост при условии уплаты заемщиком высших %. Как правило эти ссуды используются в качестве покупательного или платежного средства, а не капитала. Аристотель рассматривая богатство, делит его на два вида: натуральное и денежное. Первое он считает - истинным. Богатство, как совокупность потребительных стоимостей имеет свои границы ибо потребление имеет свои границу. Денежное богатство таких границ не имеет. Он подразумевает искусство приобретать богатство на 2 направления. Цель первого удовлетворение потребностей. Цель второго - накопление денег. Науку, занимающуюся натуральным богатством он называет экономией (учение о домашнем хозяйстве), а денежным богатством - хрематистикой (хрема - владение, состояние, т.е. наука о владении собственности). К объекту хрематистики он относится предельно отрицательно.
Реферат опубликован: 22/09/2006