Страница: 13/22
1. Измерение уровня адаптированности различных групп работников;
2. Выявление факторов в наибольшей степени влияющих на сроки адаптации;
3. Регулирование процесса адаптации на основе выявленных факторов;
4. Поэтапный контроль адаптации работников.
40 Противоречия и конфликты, переход противоречий в конфликт.
Конфликт – это несогласие между двумя или более сторонами, когда каждая сторона старается сделать так, чтобы были приняты именно ее взгляды или цели, и помешать другой стороне - сделать то же самое.
Конфликт – это одна из форм взаимодействия людей и групп, при котором действия одной стороны столкнувшись с другой, препятствуют реализации цели.
Конфликт следует отличать от обычных противоречий (простого несогласия, несовпадения позиций, противоположность мнений по той или иной проблеме).
Трудовой конфликт возникает если:
a) Противоречие отражает взаимоисключающие позиции субъектов;
b) Степень противоборства достаточно высока;
c) Противоречие доступно для понимания или непонятно;
d) Противоречие возникает мгновенно, неожиданно или накапливается довольно долго, прежде чем возникнут социальные столкновения.
41 Субъекты и участники конфликта.
Эти два понятия не всегда тождественны.
Субъект конфликта – активная сторона, способная создать конфликтную ситуацию и влиять на ход конфликта в соответствии со своими интересами.
Участник конфликта может:
a) Сознательно или не вполне сознавая цели, задачи противостояния принять участие в конфликте;
b) Быть случайно или помимо его воли вовлеченным в конфликт.
В ходе конфликта статусы участников и субъектов конфликта могут меняться местами.
Участников конфликта различают:
· Прямые;
· Косвенные.
Косвенные участники преследуют свои личные интересы и могут:
· Провоцировать конфликт и способствовать его развитию;
· Содействовать уменьшению интенсивности конфликта и полному его прекращению;
· Поддерживать ту или иную сторону конфликта, или обе стороны одновременно.
Термин «сторона конфликта» включает в себя, как прямых, так и косвенных участников конфликта. В качестве первичных субъектов трудового конфликта оказываются отдельные работники, трудовые группы, коллективы организаций, если их цели сталкиваются в процессе труда и в распределительных отношениях. Именно они осознают и принципиально относятся к возникающим противоречиям. Присоединение участников к конфликту происходит по множеству мотивов (заинтересованное отношение, поддержка правой стороны, просто желание поучаствовать в событиях).
Организационный конфликт может принимать множество форм. Но независимо от природы конфликта менеджеры должны уметь анализировать его, понимать и управлять им.
42 Классификация трудовых конфликтов.
Классификация может быть осуществлена по ряду признаков:
I. По количеству участников:
· Внутриличностные;
· Межличностные;
· Между личностью и группой;
· Межгрупповые;
· Межорганизационные.
II. По статусу участников:
· Горизонтальные (между сторонами, имеющими одно социальное положение);
· Вертикальные (между сторонами, находящимися на разных ступенях управленческой иерархии).
III. По особенностям социальных отношений:
· Деловые (по поводу выполняемых функций);
· Эмоциональные (связанные с личным неприятием).
IV. По степени выраженности конфликтов:
· Открытые;
· Скрытые (латентные).
V. По организационной оформленности:
· Стихийные;
· Организационно оформленные (письменно фиксируются требования).
VI. По преобладающим последствиям для организации:
· Диструктивные (тормозят деятельность организации);
· Конструктивные (способствуют развитию организации).
Реферат опубликован: 9/01/2008