Страница: 12/23
2.6 Рабочее время: устаревшие нормы, провоцирующие
нарушения законодательства.
Действующее законодательство осталось практически неизменным с советских времен с присущей ей установкой на полную занятость населения и нормальной продолжительностью рабочей недели не более 40 часов. Для отдельных категорий (работников не достигших 18 лет, учителей, врачей, женщин, работающих в сельской местности; работников, занятых на вредных производствах) рабочая неделя сокращается до 36 часов, а в отдельных случаях (например, для подростков 15-16 лет) до 24 часов.
Сверх суточная работа допускается только по разрешению соответствующего выборного профсоюзного органа и не должна превышать 120 часов в год или 4 часов в день в течении 2 дней подряд. Женщины, имеющие детей в возрасте до 3 лет, не допускаются к сверхурочным или ночным работам и не отправляются в командировку даже с их согласия. Дети в возрасте 14 лет также не допускаются к сверхурочным работам и не могут направляться в командировки.
Столь же детально регламентируется порядок предоставления основных и дополнительных выходных дней, отпусков по уходу , а также ежегодно оплачиваемого отпуска и административных отпусков.
Чрезмерная жесткость законодательства, регулирующего рабочее время, ведет к его практически повсеместному несоблюдению, т.к. оно абсолютно не соответствует существующему положению. В условиях дефицита рабочих мест и низких пособий по безработице работники согласны трудиться столько, сколько потребуется, чтобы удержаться на своем рабочем месте.
В связи с этим появилось еще одно распространенное явление: неоплачиваемый административный отпуск, когда работодатели принуждают работников “добровольно” брать такие отпуска на неопределенно долгий скор, а люди, боясь оказаться в армии безработных, соглашаются с этими серьезнейшими нарушениями законодательства.
Глава 3. Пути снижения безработицы и обеспечение занятости.
3.1 Закон о занятости населения
Принятый в 1991 г. и бесспорно прогрессивный с точки зрения формирования новых социально-экономических ценностей Закон РСФСР “О занятости населения в РСФСР” основан на общих представлениях об управлении рынком труда в условиях рыночной экономики. В ходе экономических преобразований неоднократно ставился в повестку дня вопрос о корректировке отдельных положений закона “О занятости .” (но отнюдь не об отказе от его “прорыночного” содержания). Чтобы приблизить действующий закон к изменяющимся реалиям, в него дважды вносились достаточно серьезные уточнения (в апреле 1996 г. и июле 1999 г.), многие из которых действительно имели принципиальный характер. К таковым, например, можно отнести ограничение размера пособия по безработице. Если в 1996-1999 гг. его величина не могла превышать среднюю заработную плату в регионе проживания и регистрации безработного, то теперь - прожиточный минимум. При этом минимальное пособие по безработице не может быть меньше 20% величины прожиточного минимума. В результате, если раньше максимальное и минимальное значения составляли соответственно 1465 руб. и 83,5 руб., то в мае 1999 г. - соответственно 924 и 184,8. Было уточнено понятие “занятые граждане”, к каковым стали относить в том числе и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, выполняющих работы по гражданско-правовым договорам (договорам подряда) и т.п. При ухудшении финансирования государственной политики занятости ужесточились условия регистрации безработных.
Однако, несмотря на эти и другие новации, в целом
можно констатировать, что и ныне действующая редакция закона несовершенна. Остановимся на наиболее крупных вопросах, которые целесообразно решить при его очередной, и, заметим, неизбежной доработке.
Так, до начала реформ нельзя было предвидеть и количественно
описать такие явления, как значительная дифференциация населения по уровню доходов и развитие в широких масштабах не облагаемого налогом сектора экономики, снижающего реальную потребность в рабочих местах и социальной поддержке части лиц, потерявших работу; простаивающие предприятия, занятость на которых не дает гарантии получения заработной платы, что увеличивает спрос на рынке труда; неденежные формы расчетов между хозяйствующими субъектами, уменьшающие возможности финансирования государственной политики занятости, а также целый ряд других социально-экономических феноменов переходного периода.
Реферат опубликован: 1/05/2006