Страница: 14/23
Действительно, цель государственной политики занятости, как это следует из действующей редакции Закона, - поддержка отдельных категорий населения. Гражданам, признанным в установленном порядке безработными, выплачиваете пособие по безработице (ст.31), инвалидам, лицам, высвобождаемым из организаций в связи с сокращением численности или штата, женам (мужьям) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, предоставляются дополнительные гарантии занятости (ст.13) и т.д. Однако при таком подходе не учитывается тот факт, что по своему социальному состава, уровню душевых доходов и другим социально-экономическим показателям семьи (домохозяйства), членами которых являются дачные категории граждан, могут значительно различаться. Не принимать во внимание это обстоятельство при дефиците бюджета политики занятости, на наш взгляд, неправильно. Необходим более дифференцированный подход к поддержке лиц, относящихся к той или иной категории, что идеологически соответствовало бы предпринимаемым в настоящее время мерам по повышению эффективности социальной поддержки населения страны и рационализации социальных расходов государственного бюджета.
Серьезной проработки требует вопрос об источниках пополнения бюджета ГФЗН. В настоящее время граждане, формирующие предложение на рынке труда, не участвуют своими взносами в социальном страховании на случай безработицы. Их страхование обеспечивает работодатель. При этом индивидуальные счета застрахованных не ведутся, а средства, поступающие в фонд, обезличиваются. В такой ситуации дифференцированный подход при назначении пособия по безработице (стипендии проходящим профподготовку, материальной помощи и иных выплат) экономически и социально правомерен.
Другое дело, если в пополнении бюджета ГФЗН примет участие население. Здесь может быть предложено два подхода - добровольное и обязательное привлечение граждан к уплате страховых взносов в фонд занятости. В первом случае речь должна идти об открытии индивидуальных накопительных счетов в системе социального страхования по безработице и об установлении порядка использования средств, аккумулируемых на этих счетах. Во втором - предлагается обосновать и ввести в действие прогрессивную шкалу тарифов обязательных страховых взносов работников в ГФЗН. При этом лица с невысокой заработной платой вообще могут быть освобождены от их уплаты, в то время как с самых высокооплачиваемых работников страховые взносы должны будут взиматься по наивысшей из установленных ставок. Целесообразно предусмотреть в новой редакции закона решение еще нескольких достаточно значимых для обеспечения регулирования рыка труда проблем. В частности, при подготовке закона "О занятости .' в 1990 - 1991 г", не учитывался такой фактор, как место проживания безработных. Между тем и психология, и реальные возможности занятости безработных сельских жителей и горожан существенно различаются. Следовательно, должны быть предусмотрены и разные меры, и масштабы поддержка этих категорий безработных.
На селе наличие у абсолютного большинства безработных приусадебные земельных наделов - фактор, смягчающий остроту потери работы уменьшающей потребность в социальной поддержке со стороны государства. В начале II квартала 1999 г. 25,6% всех зарегистрированных безработных проживали в сельской местности, а их доля в общей численности получавши) пособия по безработице составляла 24,2%. Поэтому должен быть прописан особый порядок регистрами, материальной и иной поддержки безработных в сельской местности.
Такой подход в целом соответствует принятой ныне концепции социальной поддержки граждан государством в зависимости не только от текущих доходов, но и имущественного ценза семьи. В редакции закона 1999 г. было восстановлено положение о территориях с напряженной ситуацией на рынке труда (ст.7, п.2) – это, безусловно, положительное явление. В редакции 1991 г. такая статья существовала, но из редакции 1996 г. была изъята. Актуальность ее восстановления определялась объективными условиями - существенными различиями в уровнях регистрируемой безработицы в отдельных регионах: так, при среднем ее уровне в стране в начале II квартала 1999 г. 2,6%, в Ингушской Республике он составил 10,7%, Корякском АО - 9,8, Агинском Бурятском АО - 8.2% и т.д.
Реферат опубликован: 1/05/2006