Страница: 15/23
Однако данное положение закона не имеет прямого действия, а потому Правительство РФ должно обеспечить скорейшую разработку Порядка отнесения территорий к напряженным по ситуации, сложившейся на рынке труда, упомянутого в новой редакции закона. В нем необходимо предусмотреть особые механизмы регулирования занятости на таких территориях, финансирования мероприятий по регулированию рынка труда, государственной поддержки территорий с критической ситуацией на рынке труда и т.п.
3.2 Предложения по реформированию закона
Целесообразно принять радикальные превентивные меры, направленные, с одной стороны, на повышение ответственности работодателей и профсоюзов за состояние рынка труда, с другой - на ужесточение условий, регламентирующих поддержку незанятого населения со стороны государства (в частности, при присвоении статуса безработного, определении порядка и размера назначаемых пособий). Одновременно следовало бы расширить полномочия регионов, касающиеся функционирования местных рынков труда, передав им некоторые права из Центра (например, формирование региональных фондов занятости населения, стимулирование работодателей, инвестирующих средства в создание рабочих мест и т д.).
Кроме того, назрела необходимость корректировки позиции Министерства труда и социального развития РФ в осуществлении политики на рынке труда как в Центре, так и в регионах, финансировании федеральных и региональных программ занятости населения.
С учетом сказанного хотелось бы сформулировать ряд предложений по изменению существующего законодательства о занятости населения.
Пoвышeнue ролu coцuaльныx партнеров на рынке труда:
1. сделать обязательными заключение коллективных договоров между работодателями и представителями наемных работников на предприятиях с численностью более 5(10) человек и их репарацию в службе занятости;
2. включить в коллективный договор обязательства работодателей по своевременной уплата страховых взносов в фонд занятости населения, предусмотрев личную административную ответственность руководителей предприятий в случае их невыполнения;
3. при массовом высвобождении профсоюзам и работодателям осуществлять совместные мероприятия за счет средств предприятий, объединенных в специальных страховых фондах;
4. предусмотреть стимулирование работодателей, создающих дополнительные рабочие места, например, полностью или частично освободить их от взносов в фонд занятости после предъявления ими документов о произведенных расходах (а не как сейчас, когда деньги выдаются под проект бизнес-план);
5. ввести санкции к работодателям, имеющим необоснованно высокую текучесть кадров, в том числе увеличение по требованию профсоюзов и трудовых инспекций размера страховых взносов в фонд занятости в установленных законодательством пределах.
Совершенствование организации финансирования программ занятости:
6. предусмотреть, что размер взносов по обязательному личному страхованию от безработицы должен быть не менее 50-100% ставки взносов с работодателей (возможно за счет соответствующего снижения ставки подоходного налога с заработной платы). Страховые взносы с заработной платы работников перечисляются в региональные фонды;
7. вместо единого Государственного фонда занятости населения образовать двухуровневую систему, состоящую из Федерального фонда занятости и региональных фондов занятости. В связи с этим изменить существующий порядок перечисления работодателями страховых взносов в фонд занятости и установить двухканальную уплату взносов на уровне предприятий - отдельно в Федеральный фонд занятости и в региональные фонды. При этом в зависимости от состояния местного рынка труда региональные органы власти могли бы в соответствии с федеральным законом уменьшать или увеличивать размер отчислений взносов в региональные фонды занятости.
Такая децентрализация формирования фондов занятости (двухканальная система сбора средств) позволит, с одной стороны, обеспечить стабильность Федерального фонда, с другой - даст возможность региональным органам регулировать политику на рынке труда посредством установления региональных нормативов, имея в виду ее социальную направленность, стимулирование работодателей к организации и сохранению рабочих мест, создание благоприятных условий для внешних инвестиций и экономической миграции населения. Из средств Федерального фонда занятости необходимо финансировать федеральные программы занятости, дотировать депрессивные регионы, предоставлять краткосрочные субсидии и субвенции региональным фондам. При их недостатке (или неполном сборе) предусмотреть дотации из федерального бюджета (как вариант - бюджетное кредитование регионов напрямую или через Федеральный фонд занятости). Из средств региональных фондов можно было бы финансировать региональные программы занятости населения, включая содержание региональных и местных служб занятости, программы обучения и переобучения безработных, выплату пособий безработным и другие мероприятия активной и пассивной политики на рынке труда;
Реферат опубликован: 1/05/2006