Страница: 12/17
консерваторы в парламенте - особенно Маргарет Тэтчер - требуют восстановления
смертной казни. Общественное мнение тоже "за". А большая часть депутатов в этом
случае слушает свою совесть. Когда у нас вешали, очень трудно было найти
дельного министра внутренних дел, нормальные люди не хотели подписывать ордеров
на казнь. К тому же случился и ряд вопиющих жестокостей. Повесили
восемнадцатилетнего мальчика Бэнтли просто потому, что он был замешан в убийстве
полицейского, а сам убийца был по закону слишком молод для казни. Несчастная Рут
Эллис убила неверного и жестокого любовника: во Франции судья освободил бы ее и
наверняка пригласил бы на ужин; а британский судья приговорил ее к смерти, и
Альберт Пирпойнт ее повесил.
Благодаря трагедии Рут Эллис британские убийцы теперь остаются в живых. Но
условия в наших тюрьмах до того ухудшились, что арестанты часто вешаются сами. А
пятно смертной казни еще долго не смоется с нашей совести. Международная
организация "Эмнисти интернэшнл", которая борется против смертной казни, только
что опубликовала материалы, показывающие, до какой степени Англия замешана в
чужих государственных преступлениях. Мы продаем Абу-Даби виселицы; когда вешают
в Южно-Африканской Республике, заказывают веревку из Лондона.; когда на вест-индских островах приговаривают убийц к смерти, приговор утверждают британские министры "Тайного совета".
Другая недавняя публикация обновляет мою веру в гуманность людей. Издательство
"Иэн Фолкнер паблишинг" только что издало книгу "Ад приветствует вас": это
корреспонденция одного английского общества "Лайфлайнз"" (Спасательные тросы).
Члены этого Общества переписываются с американскими смертниками. В Америке ждут
не год, а иногда десятилетие, когда их убьют электрическим током, газом, петлей
или уколом снотворного. Читая эти письма, понимаешь, что все равно - повесят ли
осужденного за десять секунд или за десять минут. Неимоверная жестокость
наполняет бесконечный промежуток между приговором и исполнением. Садист ли палач
или добряк - все равно это ужасно. Только в оперетках Гилберта и Салливена безо
всякого содрогания герои составляют список зануд, которых так хочется казнить.
"Вот Дези и Лилли, ленивые и глупые, гуляют на набережной и обсуждают, какие
моды были и какие будут". Семьдесят лет назад музыка Уильяма Уолтона и дурацкие
стихи поэтессы Эдит Ситуэлл ошеломили публику и взбесили критиков заискиванием
перед модной передовой публикой. Но композиция "Фасад" стала классикой; Дези и
Лилли еще живы и до сих пор говорят только о модах. Я вдруг вспомнил музыку
Уолтона и стихи Ситуэлл, когда посетил выставку, которая открылась в Королевском
колледже искусств: семьдесят пять лет журналу "Вог"", то есть "Моды"". Там я
увидел фотографию поэтессы Ситуэлл: она лежала как будто в гробу, вся спеленутая
черным саваном. Ее вытаращенные глаза и чудовищный нос (по сравнению с которым
орган Гоголя кажется приплюснутым) внушают и жалость, и смех, и раздражение. У
нее было мало таланта, полное отсутствие красоты, минимум даже человеческого, но
ей удалось увековечить свои слова, свой голос и образ. Чем? Позой перед
фотографом, волшебными силами журнала "Вог", который уже семьдесят пять лет
одевает и раздевает англичанок - красавиц, заурядных и дурнушек, - превращая их
во властительниц мод.
Чем глубже я всматривался в экспонаты, тем больше меня поражало значение
журнала, великих портних и фотографов. Совместными усилиями они не столько
отражали Англию и женщин высшего света, сколько создавали их. И еще изумительнее
физическая гибкость женщин: они умели с каждым поколением подвергаться
радикальным метаморфозам - не бабы, а бабочки. Фотографии из журнала выставлены
в хронологическом порядке. Во время первой мировой воины, когда еще не увяли
роскошные семипудовые Венеры, манекенщицы стояли как статуи, не то что одетые, а
задрапированные в бесконечные ткани, которые тянулись по всему залу. После войны
вдруг появились тощие, подвижные девушки без бюста и без задниц: куда исчезли
плоть и волосы? Исчезли и изящные легавые собаки, женщина двадцатых годов,
взбудораженная кокаином, прыгала в спортивный автомобиль и исчезала. Через
десять лет ее сменяет мускулистая амазонка в мужском костюме: у нее волосы - как
шлем, и она держит мундштук как копье. Потом фотографы будто отучились
фокусировать: среди развалин военного Лондона всплывают сентиментальные и
Реферат опубликован: 20/07/2006