Страница: 31/100
2. Просветители первыми заговорили о правах наций в том же духе, что и о правах человека. Если ранее справедливость миропорядка сводилась к учету факторов, относящихся к частной или общественной жизни человека, то теперь в систему факторов, принимаемых к учету в определении справедливости миропорядка, права наций стали включаться так же, как и права отдельных людей.
3. Просветители сформировали идею отделения политических прав человека от его естественных прав, и задали традицию философского обоснования необходимости политических прав человека.
4. В философии истории просветители впервые попытались сформулировать цель исторического процесса, его движущие силы и смысл. Они не создали общей философии истории, потому что предполагали в качестве сил, управляющих историей, совершенно разные причины: божественное провидение, человеческий разум, деятельность личностей, случайности, страсти человека и т.д. Однако они впервые выдвинули идею общественного прогресса (Кондорсе), наличие которого в истории они выводили из процесса совершенствования человеческого разума – как появления более лучших идей, более разумных законов, роста научных знаний и т.д.
Основные термины
АБСОЛЮТИЗМ – абсолютная монархия, где монарх является единоличным главой всех ветвей государственной власти.
АТЕИЗМ – отрицание существования Бога.
ДЕИЗМ – религиозно-философское воззрение, согласно которому Бог после создания мира удаляется из него и предоставляет мир самому себе.
ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО – свод принципов, правил, прав и ценностей, вытекающих из естественной природы человека и независимых от социальных условий.
КОНСТИТУЦИОННАЯ МОНАРХИЯ – монархическое правление, в котором конституция ограничивает власть монарха передачей законодательной власти парламенту, а исполнительной – правительству.
МОНАРХИЯ – форма государственного устройства, в которой вся власть единолично принадлежит одному человеку, монарху.
НАЦИЯ – общность людей, объединенных единым языком общения, совместной территорией проживания, похожим психологическим складом, общей системой духовных ценностей и специфическим осознанием своей неразрывности друг с другом.
ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА ТЕОРИЯ – доктрина, объясняющая возникновение государственной власти соглашением между людьми, желающими перейти от не защищенного естественного состояния к защищенному гражданскомусостоянию.
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОГРЕСС – постепенное культурное и социальное развитие человечества.
ОЩУЩЕНИЕ – отражение свойств реальности органами чувств человека.
ПРЕДРАССУДОК – рационально не обоснованное и не проверенное опытом предубеждение, формирующее негативную установку к какому-либо явлению.
ПРОСВЕЩЕННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ – монархическое правление, сопровождающееся проведением реформ на уничтожение устаревших атрибутов феодализма и на введение прогрессивных новшеств.
РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ ТЕОРИЯ – доктрина, согласно которой государственная власть понимается как система, сложенная из независимых друг от друга центров власти: законодательной, исполнительной и судебной.
СУЕВЕРИЕ – мнение, основанное на вере в сверхъестественные силы.
ФЕОДАЛЬНЫЙ СТРОЙ – общество, в котором собственностью, определяющей социальной положение и влияние на власть, является земля и прикрепленные к ней люди.
ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ – раздел философии, изучающий проблемы исследования исторического процесса и его познания.
ФИЛОСОФИЯ ПРАВА – раздел философии, исследующий общие проблемы правоведения и государствоведения.
ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ – охраняемое законом право физического или юридического лица на какое-либо конкретное имущество.
ЧУВСТВОВАНИЕ – ощущение органами чувств.
8. Немецкая классическая философия и ее главные проблемы. Философия Канта: понятие «вещи в себе» и трансцендентального знания. Антиномии чистого разума.
Немецкая классическая философия рассматривается в качестве самостоятельного этапа развития философии, потому что на небольшом отрезке времени появилось четыре великих философа-немца Кант, Фихте, Шеллинг и Гегель, философские системы которых логически вытекают одна из другой.
Характерной чертой немецкой философии была техника философствования, которую можно назвать «работой с понятием», где вся мыслительная сила направлена на умозрительное, теоретическое раскрытие сущности универсальных проблем бытия с их последующим приведением в завершенную систему, что считается классическим методом философии, и поэтому философия этих четырех философов-немцев называется «немецкая классическая философия».
Основными проблемами этой философии было исследование законов мышления, выявление границ человеческого познания, взаимодействие разума с действительностью и, в итоге, в качестве зерна той или иной концепции – роль Разума в структуре бытия.
Основоположником немецкой классической философии является ИММАНУИЛ КАНТ,который исходил из того, что предметом теоретической философии должно быть не изучение самих по себе вещей, природы, мира или человека, а исследование познавательной деятельности человека, выявление законов познания и установление его границ.
В качествеисходного принципа своей философии Кант развёл понятие «чувственно воспринимаемый мир» с понятием «умопостигаемый мир»,определил их в качестве абсолютно не идентичных, и объявил о невозможности их соединения в акте познания.На этой принципиальной основе он следующим образом выводит структуру человеческого познания и определяет его границы:
1.Познание осуществляется на основе ощущений, получаемых от внешнего опыта, то есть, от вещей. Таким образом, существуют два основных уровня сознания – чувственное сознание, данное нам в ощущениях опыта, и умопостигаемое сознание, данное в категориях рассудка и осмысляющее полученный чувственный опыт. Чувственное сознание, естественно, находится ближе к вещам, поскольку является продуктом взаимодействия физических чувств с вещами. А умопостигаемое сознание уже отстоит далеко от вещей, так как является продуктом взаимодействия не с вещами, а с чувственным уровнем сознания.
Поскольку познание вещи есть результат рассудочной деятельности, а не просто суммой ощущений органов чувств, то, на первый взгляд, проблема познания состоит в том, насколько корректно взаимодействуют категории рассудка с чувственным сознанием, снимающим информацию с вещи. В этом случае вопрос познавательной способности человека сводился бы только к тому, насколько категории рассудка адекватно схватывают суть результатов чувственного познания. То есть у нас была бы ситуация: есть прямая чувственная информация о вещи и есть вопрос – насколько правильно эта информация отражается рассудочным сознанием?
Однако вся проблема осложняется тем, что само чувственное познание вещи – это совсем не результат взаимодействия органов чувств с вещью, а это результат всё той же рассудочной деятельности. И вот почему:
Реферат опубликован: 14/06/2011