Страница: 39/100
И вот здесь, на этой стадии, Абсолютная Идея создает из себя новый объект познания для собственного самопознания – материальную природу.
3. Возникновение в мире конечных вещей человека и вместе с ним человеческого духа. Здесь начинается самореализация Абсолютной Идеи в процессе познания и усвоения результатов Своей духовной деятельности, осуществленной в форме духовной деятельности человека.
По замыслу Абсолютной Идеи, на второй стадии отчуждения от Себя природного инобытия, природа создавалась не только для того, чтобы стать объектом познания для собственного самопознания. Служебное назначение природы с самого начала состояло еще в и том, что в ней должен будет появиться человек. Через человека Абсолютная Идея осуществляет Свою духовную деятельность в созданном мире, и эта духовная деятельность также становится объектом познания для собственного самопознания.
4. Высшая форма самореализации Абсолютной Идеи, формирование из неё Абсолютного Духа, понимаемого как совокупность духовной деятельности человечества, накопленной на протяжении тысячелетий. Это завершающий этап и конец развития Абсолютной Идеи, где она осознает самою себя и весь пройденный путь, и становится Абсолютным Духом.
Такова философская система Гегеля.
Основным же методом философии Гегеля является диалектический метод: рассмотрение всех явлений и процессов во всеобщей взаимосвязи и во взаимообусловленности их развития.
Диалектический метод Гегеля включал в себя несколько принципов анализа действительности:
1. Восхождение от абстрактного к действительности, то есть переход от общих теоретических концепций действительности, к практическим фактам действительности.
2. Соответствие исторического и логического, то есть усмотрение в непрерывной истории развития логически необходимых по своей последовательности этапов.
3. Принцип всесторонности, то есть понимание действительности, как результата всеобщей закономерной связи всех элементов.
История по Гегелю носит строго закономерный характер, в котором проявляется целенаправленная деятельность Абсолютной Идеи, или Мирового Разума. Люди, преследуя свои цели, на самом деле реализуют в тоже время историческую необходимость, определенную замыслом Абсолютной Идеи.
Общая мировая история есть не что иное, как процесс самосознания Абсолютной Идеи, которая для этого заставляет отдельных людей и целые народы выполнять ту или иную историческую миссию в точности со Своим планом, для чего представляет детали этого плана людям таким образом, что те воспринимают их как собственные цели, устремления и желания. Так Абсолютная Идея творит ежеминутно историю, направленную на достижение Ею состояния Абсолютного Духа.
Основные термины
АБСОЛЮТ – ничем не обусловленный и ни от чего не зависящий объект, который содержит в себе определения и возможности творения всего существующего.
АБСОЛЮТНЫЙ ИДЕАЛИЗМ – концепция, признающая источником и первоосновой мира всеобщее духовное начало.
АБСТРАКТНОЕ – идеальная модель явления или группы явлений, не связанная индивидуально ни с одним из фактов предметного мира.
БЫТИЕ – всё то, что действительно существует.
ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ – то, что есть в наличии.
ДИАЛЕКТИКА – метод философского познания, исходящий из идеи саморазвития процессов действительности.
ДУХ – неприродная сфера бытия.
ИДЕЯ (в мышлении)– мысленное представление о чём-либо.
ЛОГИКА – наука о формах правильного мышления.
ОБЪЕКТ – то, что познается.
ОТЧУЖДЕНИЕ – обособление целым от себя какой-то своей части и превращение её в независимое от себя самостоятельное целое.
ПОДЛИННОЕ – действительно существующее.
ПРИРОДА – совокупность всех внешних естественных условий существования человека.
СУБЪЕКТ – тот, кто познает.
СТАНОВЛЕНИЕ – непрерывная изменчивость вещей и явлений.
ТЕОЛОГИЯ – религиозная философия.
11. Антропологический принцип философии Фейербаха. Фейербах о религии как отчуждении родовой сущности человека.
Людвиг Фейербах в своём мировоззрении исходил из критики философской системы Гегеля:
1. Прежде всего, духовное начало не может быть истинным бытием, поскольку единственно истинным, бесспорным и самоочевидным бытием является не «я» человека, а то, что ему дано в ощущениях. Поэтому неправильно, когда из самоочевидности идеального, духовного «я» выводится логическая цепочка, приводящая к самоочевидности некоей идеальной, духовной первосущности мира.
2. Кроме того, органом познания является не логическое мышление, а непосредственно чувства человека. Потому что не логическое мышление, а именно физические чувства человека являются поставщиками бесспорных ощущений.
Следовательно, если чувства человека являются не просто органами познания, а органами бесспорного познания, то, соответственно, бесспорной первосущностью мира является то, что бесспорно познается физическими чувствами. А физическими чувствами бесспорно познается материя, следовательно, материя есть, в таком случае, бесспорная первосущность мира.
3. И, наконец, достоверность чувственного (материального) бытия подтверждается тем, что оно одинаковым образом доступно другому человеку, что говорит о его подлинной реальности.
4. И тогда получается, что физические чувства человека являются органами познания, а физические чувства другого человека являются критерием реальности познанного. И, следовательно, все проблемы познания располагаются в чувствах человека, а главным, универсальным и высшим предметом философии, является сам человек, поскольку чувства не существуют сами по себе – чувствует только человек.
Исходя из этого, следует признать, что философия, как универсальная наука, в этом случае должна стать антропологией – учением о сущности человека, ибо сущностью человека определяется природа чувств.
В соответствии с этим, философия должна стать так же и физиологией, поскольку без физиологии невозможно достаточно успешно исследовать природу чувств, как органов познания.
5. Следовательно, основной вопрос философии об отношении бытия к сознанию – есть вопрос о сущности человека, поскольку мыслит лишь человек и вопрос этот, соответственно, может получить фактическое решение только в фактической деятельности человека, которая тоже всегда есть, в свою очередь, продукт его мышления.
6. Но, ведь, если природа (материальное) есть единственная реальность, а человек неотделим от природы, являясь её продуктом, то, в этом случае и само мышление человека есть лишь его биологическая, физиологическая деятельность, то есть – деятельность самой природы.
7. Таким образом, если в человеке мыслит сама природа, то следует признать, что в человеке и благодаря человеку природа ощущает себя, созерцает сама себя и мыслит о себе. Следовательно, изучение человека, то есть, антропология, есть изучение природы, как единственной реальности, из чего можно сделать вывод, что антропология может познать не только человека, но и природу.
Реферат опубликован: 14/06/2011